«В этом году ситуация наименее понятная в отношении того, что будет происходить в среднесрочной и долгосрочной перспективе», — признал статс-секретарь, замминистра финансов Сергей Шаталов на ежегодной налоговой конференции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
В конце прошлого года премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин поручил Минфину и Минэкономразвития разработать предложения по налоговому маневру, «оптимизировать те налоги, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост». «Деловая Россия», на встрече с которой Путин впервые заговорил о маневре, предлагает увеличить налоги на добычу нефти и газа, повысить акцизы на табак и алкоголь, а также налог на дорогую недвижимость. О последних двух инициативах Путин написал и в программной статье, посвященной экономическим задачам. «Основные решения должны быть приняты уже в этом году, с тем чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов», — писал Путин.
По словам Шаталова, есть «серьезные сомнения в отношении повышения акцизов на алкоголь и сигареты», поскольку необходимо согласовать их величину с другими участников Таможенного союза. При отсутствии определенной границы риски контрафакта и контрабанды будут «достаточно большие», пояснил замминистра.
Резервы для повышения налогов на сырьевые сектора невелики. Для нефтяной отрасли возможности ограничены, поскольку компаниям требуются средства для капитальных вложений в новые месторождения. «Старые месторождения не увеличивают объем добычи. Нефтяники идут в новые провинции – Восточную Сибирь, на шельф, где полностью отсутствует инфраструктура», — сказал Шаталов. «Почему нефтяники должны быть крайними? Все думают, что у нас больше всего доходов, но у нас чистая прибыль на баррель добычи углеводородов на 70% ниже, чем аналогичный показатель у западных компаний», — подчеркнул вице-президент, начальник главного управления экономики и планирования «ЛУКойла» Геннадий Федотов. Определенные резервы для получения допдоходов есть в газовой отрасли. «Вот где мы ищем», — подчеркнул Шаталов и добавил, что сейчас этот вопрос тоже прорабатывается.
Неопределенность сохраняется и в отношении налога на добавленную стоимость (НДС). Помощник президента Аркадий Дворкович давно предлагает вернуть налог с продаж и отказаться от НДС, тогда как вице-премьер Игорь Шувалов на Давосском форуме в конце января, наоборот, говорил о возможности увеличения НДС. «Сейчас много говорят о налоговом маневре, и каждый участник дискуссии понимает под этим то, что он хочет», — заявил президент РСПП Александр Шохин.
Меньше всего ясности со страховыми взносами. По словам Шохина, более двух третей компаний считают, что в последние пять лет налоговая нагрузка выросла, что во многом связано с ростом страховых платежей. В 2011 году бизнес отчислял в Пенсионный фонд (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС) не 26%, а 34% от фонда оплаты труда. После многочисленных жалоб и угроз уйти в тень от представителей бизнеса ставку снизили до 30% для годовых зарплат до 512 тысяч рублей, а с более высоких зарплат – еще 10% с суммы, превышающей указанный уровень. Но решение временное: перспектива составляет два года, предупредили власти. «С 2014 года ставка вернется на круги своя, если мы не придумаем устойчивую модель пенсионной реформы и функционирования фондов страхования», — подчеркнул Шохин.
Правительство вряд ли пойдет на повышение ставок, но в таком случае нужно определиться со всеми параметрами пенсионной реформы, согласился Шаталов.
По словам замминистра, «резервы есть», но правительство должно решить, готово ли оно поэтапно увеличить пенсионный возраст, сократить количество категорий граждан, имеющих право на досрочную пенсию, следует ли сохранять минимальный стаж для получения пенсии на уровне пяти лет. «Без кардинальных решений изменения пенсионной системы любые варианты ставок приведут к негативным результатам», — заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
«У меня есть определенные сомнения, что до конца года удастся решить эти вопросы и, соответственно, выработать стратегию. Это ключевой вопрос, и, к сожалению для бизнеса и для государства, ответа пока не знаем», — констатировал Шаталов.
Еще в 2011-м решение по пенсионной реформе правительство отложило на конец года, а в начале этого года заявило, что вновь переносит обсуждение. «Планов поднять пенсионной возраст нет ни у кого: я не знаю таких намерений у руководства страны. Это может рассматриваться наряду с другими вопросами. Но срок перенесен на начало 2013 года совместно с обсуждением таких тем, как изменение пенсионной формулы, стажа и 102-й конвенции МОТ по коэффициенту замещения», — заявила министр социального развития и здравоохранения Татьяна Голикова в конце января на встрече с журналистами в РИА «Новости».
Каким будет поле для маневра, пока неясно, согласны участники дискуссии. «Регулировать так, что одной отрасли одни налоги, для этой другие, для третьей третьи, — это неправильно. Это искусственное регулирование потоков», — подчеркнул Шаталов. По словам замминистра, для таких решений необходимы и специалисты: «У меня нет уверенности, что у нас есть такие эксперты и возможности, чтобы объективно принять самое лучшее решение».