Из 27 стран Евросоюза только Великобритания отказалась подписывать условия нового бюджетного союза, объявила в пятницу Еврокомиссия. Таким образом, кроме 17 стран еврозоны на частичный отказ от финансового суверенитета ради спасения союза согласились еще 9 государств ЕС.
Еще накануне Евросоюз был на грани развала. По итогам первого дня саммита только 23 страны согласились подписать новый бюджетный пакт: кроме Великобритании отказом ответили Венгрия, Швеция и Чехия. Но к завершению саммита эти три страны изменили свои решения, оставив Лондон в одиночестве.
План спасения Евросоюза предполагает жесткие нормы бюджетной дисциплины и санкции за их неисполнение, а также наднациональный надзор за бюджетами стран. Нормы должны быть обязывающими, а санкции применяться автоматически.
Еврокомиссия получит право наказывать страны, бюджет которых превышает запланированный дефицит — не более 0,5% от номинального ВВП. Допускается, что страны с государственным долгом менее 60% от ВВП могут незначительно превышать указанную отметку. Сейчас бюджетные показатели стран Евросоюза зафиксированы в Маастрихтских соглашениях: дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП, госдолг не должен превышать 60% ВВП. План предусматривает также введение в зоне евро единых налогов на корпорации и финансовые операции. Подробный план будет готов в марте 2012 года.
Требования Великобритании, которые она выдвигала в качестве условий своего присоединения к обновленному союзу, участники саммита сочли неприемлемыми. В частности, Лондон настаивал, чтобы ему предоставили право вето на решения европейских регуляторов.
Отказ Великобритании от участия в бюджетно-налоговом союзе не означает, что его роль в ЕС уменьшится, хотя отношения Лондона и Брюсселя изменятся, считает британский премьер-министр Дэвид Кэмерон. «Основа наших отношений остается неизменной — это единый рынок, торговля, инвестиции, экономический рост, проблема занятости», — заявил он в пятницу в интервью британскому телевидению.
Но Великобритания не собирается лишать себя права принимать независимые решения в области своей экономической политики, заявил в интервью BBC глава МИДа страны Уильям Хейг:
«Мы не готовы передавать ЕС полномочия, которые сейчас принадлежат британскому правительству, так что мы останемся в стороне».
Заблокировав пересмотр Лиссабонских соглашений, Лондон получил гарантии, что ключевые для него решения, касающиеся функционирования единого рынка, по-прежнему будут приниматься всеми 27-ю членами ЕС, добавил он.
Несмотря на особую позицию Лондона, канцлер ФРГ Ангела Меркель считает решения саммита прорывом. Еще до получения согласия на участие в новом союзе Венгрии, Швеции и Чехии она заявила, что «очень довольна достигнутыми результатами».
Европейским лидерам удалось усвоить ошибки прошлого и избежать «фальшивых компромиссов», считает Меркель: благодаря принятым соглашениям роль Еврокомиссии и Европейского суда усилится, что позволит быстрее преодолеть кризис. Не все разделяют оптимизм Меркель.
Бывший премьер-министр Греции Георгиос Папандреу заявил в пятницу, что Европейский союз сделал «слишком мало и слишком поздно» для победы над кризисом суверенного долга.
За последние десятилетия правила бюджетной политики нарушались около 60 раз, в том числе самой Германией. Общий госдолг еврозоны составляет 89% ВВП, среди самых злостных нарушителей периферийные страны: на начало 2011 года госдолг Греции составлял 142% ВВП, Италии — 119% ВВП, Ирландии — 96,2% ВВП, Португалии — 93% ВВП.
Новые правила на практике также реализовать трудно, говорят эксперты. «Невозможно оформить фискальный союз быстро. Такие проекты делаются долго и консенсусно, а в пожарном порядке это приводит только к развалу. Даже для еврозоны это займет пару лет», — говорит старший аналитик по долговым инструментам ФК «Уралсиб» Антон Табах.
Для того чтобы такое бюджетное соглашение заработало, необходимо внести поправки в конституции всех подписавшихся стран. Это может затянуться — в кажой стране ЕС есть оппозиция,
напоминает главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Фактически ЕС сейчас вводит трехуровневый союз. Первый уровень —общеевропейский союз, куда входит Англия (27 стран), потом 26 стран, которые подписали новое соглашение, и монетарный союз (17 стран зоны евро). Эта конструкция сложна и нежизнеспособна, полагает Тихомиров.
«Пока об укреплении ЕС говорить рано. Но решения саммита важно с психологической точки зрения, это демонстрация единодушия в Евросоюзе, чего давно не было», — признает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк:
Саммит политических лидеров Евросоюза 15-й за 2 года и пятая попытка выработать пакет мер для преодоления долгового кризиса в странах Европы.