В 2011 году российский потребитель в среднем планирует потратить на предпраздничные покупки 17 550 рублей — на 11% больше, чем в прошлом году (15 785 рублей), выяснила компания Deloitte, опросив жителей крупных российских городов.
Более половины праздничного бюджета (около 10 250 рублей) составят расходы на подарки, около 4600 рублей ― на продукты питания и приблизительно 2700 рублей ― на отдых и развлечения.
Хотя большинство граждан не отмечает расцвета экономики и не ожидает его в ближайшем будущем, 67% российских респондентов считают, что их покупательная способность в 2011 году выросла. Более того, согласно данным Deloitte, 40% россиян надеются, что она продолжит расти в 2012-м. Росту предновогодних расходов способствует и возобновившаяся после минувшего кризиса выплата бонусов, считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.
Жители России оказались гораздо оптимистичнее европейцев, 60% которых считают, что экономика находится в состоянии рецессии.
В большинстве европейских стран оценка экономической ситуации негативная и практически достигла уровня кризисного 2008 года, а по сравнению с прошлым годом количество пессимистически настроенных граждан в Европе увеличилось более чем вдвое, констатируют эксперты Deloitte. Соответственно, на подарки и праздничный стол в Европе потратят меньше.
В Греции ожидается сокращение новогодних расходов на 22%, в Португалии — на 7,3%, в Италии — на 2,3%. В группу стран, где бюджет на новогодние праздники незначительно увеличится, входят Швейцария (+0,3%), Франция (+2%) и Испания (+2%).
Даже в США 88% опрошенных консалтинговой компанией Accenture собираются потратить в этом году на распродажах столько же или даже меньше, чем в 2010 году.
Но уже сейчас российские потребители становятся более чувствительными к ценам и выбирают наиболее полезные подарки по минимальной цене. По данным исследования Deloitte, стоимость подарка сейчас относительно не важна только для 34% российских респондентов против 41% в прошлом году. Доля российских потребителей, предпочитающих полезные подарки (87%), также увеличилась по сравнению с 2010 годом (79%).
«Российские потребители готовы скорректировать свое поведение в свете охватившего Европу кризиса и неясных перспектив российской экономики», ― признает руководитель группы по оказанию услуг компаниям потребительского и транспортного сектора компании «Делойт» в СНГ Александр Дорофеев.
Осторожность объяснима, признают эксперты: в 2008 году жители России также ощутили спад позже европейцев.