Мировые биржевые площадки переживают небывалый для последнего времени подъем. Американский S&P 500 завершил среду скачком на 4,3%, прибавив за три дня 7,6%, — самый большой рост с марта 2009 года. Индекс Dow Jones вырос на 4,2%, закрывшись выше 12 000 пунктов.
Сводный индекс крупнейших европейских предприятий Stoxx Europe 600 закончил среду ростом на 3,6%, британский FTSE 100 – на 3,16%, французский САС 40 – на 4,22%, германский DAX – на 4,98%. Российский РТС взметнулся на 5%, ММВБ – на 3,09%.
В четверг бурный подъем продолжился в Азии. Сводный индекс MSCI Asia Apex растет на 5,73%, японский Nikkei 225 – на 2,38%, китайский CSI – на 3,72%, корейский KOSPI – на 4,03%, гонконгский HangSeng – на 5,85%. Российский индекс РТС за первые пять минут торгов прибавил 0,48%, поднявшись до 1548,27 пункта.
Инвесторы реагируют на совместные усилия центробанков крупнейших экономик мира — Федеральной резервной системы (ФРС) США, Европейского центрального банка (ЕЦБ), центробанков Канады, Великобритании, Японии и Швейцарии, объединившихся против долгового кризиса. Накануне они приняли решение снизить премии, которые банки платят за долларовые кредиты overnight, с 100 до 50 базисных пунктов уже с 5 декабря. Так называемые долларовые своп-линии будут действовать до 1 февраля 2013 года, тогда как срок предыдущих соглашений истекал 1 августа 2012 года. Кроме того, регуляторы договорились о поддержке кредитного рынка в любой валюте, если «рыночные условия того потребуют», также до 1 февраля 2013 года.
«Это было сделано в ответ на рост напряженности на глобальных финансовых рынках, — цитирует агентство Bloomberg главу японского ЦБ Масааки Сиракаву. – Скоординированные действия дадут рынку чувство безопасности».
Шесть регуляторов объединили усилия по предоставлению долларовых кредитов еще в 2010 году. ЕЦБ с радостью воспользовался этой возможностью в мае 2010 года, когда речь зашла о греческом долговом кризисе, за одну неделю взяв у ФРС в долг порядка $9,2 млрд.
Всего, по данным на конец июня 2011 года, банки получили от ФРС порядка $600 млрд. То есть примерно каждый четвертый доллар, напечатанный для спасения экономики США, пошел в иностранные ЦБ, а потом и в иностранные банки.
В середине 2011 года спрос на долларовые кредиты поутих, однако с ростом долговых проблем, вновь выросла потребность в финансировании. В сентябре 2011 года пять регуляторов были вынуждены пообещать ЕЦБ предоставить неограниченное финансирование для предоставления банкам трехмесячных долларовых кредитов – до этого ЕЦБ предоставлял займы на неделю.
Понижение стоимости долларовых заимствований — самое серьезное скоординированное действие мировых регуляторов со времен совместного понижения процентных ставок перед лицом разраставшегося финансового кризиса в октябре 2008 года.
Подъемная волна подбросила стоимость январских фьючерсов на нефть WTI на 1%, до $100,8 за баррель. Медь с поставкой через три месяца подорожала на 2%, до $7367 за 1 тонну. Курс евро вырос более чем на 1,5%, до $1,346 за 1 евро.
Долговой рынок тоже отпраздновал решение. Доходность десятилетних итальянских облигаций снизилась на 0,08 п.п., до 7,01%. Доходность аналогичных бумаг Бельгии упала на 0,32 п. п. Снижение доходности произошло у бумаг Испании, Франции и Германии.
«Скоординированные действия центробанков – это всегда хорошо», — доволен ведущий экономист по Европе в Nomura Енс Сондергорд. «У европейских банков проблемы с любыми заимствованиями, с долларовыми в том числе, — комментирует бывший чиновник ФРС, старший научный сотрудник Peterson Institute for International Economics Джозеф Ганьон. –
ФРС оказала европейцам услугу».
«Власти смазали шестеренки, — радуется главный инвестиционный стратег Northern Trust Джеймс Макдональд. – Рынки опасались, что политики не собираются ничего делать, и это создавало ощутимое давление на индексы.
Хотя эта мера и не решит всех проблем, но показывает, что регуляторы готовы объединиться, чтобы не допустить серьезных потрясений».
Но действия регуляторов действительно не решают проблему в корне, отмечает главный экономист по США в RBS Securities Мишель Жирар: «Это окажет поддержку рынку, но вряд ли изменит ход событий. Это больше психологический эффект, чем что-то серьезное».