Агентство Moody's снизило кредитный рейтинг Венгрии на одну ступень до уровня Ba1 с прогнозом «негативный», не исключая при этом дальнейшего снижения. Это означает, что бумаги страны можно считать неинвестиционными.
Размер госдолга страны огромен, и снизить его будет тяжело, объясняют свое решение эксперты агентства. За третий квартал этого года долг вырос с 75% до 82% ВВП. При этом Венгрия крайне зависима от внешних займов.
Сейчас 64% долга сосредоточено за рубежом, при этом две трети номинированы в иностранной валюте. Падение курса форинта, таким образом, может серьезно повлиять на способность правительства обслуживать долг, отмечает Moody's .
Еще одним поводом к снижению рейтинга стало обращение 21 ноября Венгрии за финансовой поддержкой в ЕС и МВФ, хотя власти страны объясняли, что кредит им нужен не для рефинансирования госдолга, а для поддержания уверенности инвесторов.
Решение Moody's Венгрия встретила резкой критикой. Понижение рейтинга нельзя считать обоснованным хотя бы потому, что на общем фоне венгерская экономика развивается по положительной траектории, заявило Министерство экономики Венгрии:
размер долга страны сокращается, профицит платежного баланса растет, дефицит бюджета падает, а рост ВВП в третьем квартале оказался выше, чем среднеевропейский показатель. Снижение рейтинга в Венгрии назвали финансовой атакой. «Поскольку не существует реального основания для действия Moody's, венгерское правительство не может трактовать его никак иначе, как часть финансовых атак против Венгрии. У него нет оснований, потому что, несмотря на внешние трудности, в прошлом году и в первом полугодии текущего года наблюдались значительные благоприятные изменения в большинстве областей экономики Венгрии», — говорится в заявлении ведомства.
Стоит отметить, что днем ранее, 24 ноября, другое агентство Standard & Poor's не стало понижать рейтинг Венгрии, решив сначала дождаться результатов переговоров Будапешта с европейскими и мировыми финансовыми институтами.
Проблемы Венгрии отразились на валюте страны. Активно снижаться к доллару форинт начал вместе с евро в конце августа. С тех пор с небольшими остановками он подобрался к значениям почти полуторалетней давности. «Сейчас один доллар стоит 238 форинтов, а в конце августа он стоил 186 форинтов. То есть проблемы в еврозоне обвалили евро всего лишь на 10%, а несчастный форинт потерял за это же время 28%», — подсчитал аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Решение Moody's о снижении рейтинга Венгрии до «мусорного» приблизило курс форинта к евро к историческому минимуму.
В пятницу курс форинта снизился на 1,7% к евро — до 316,74 форинта за евро. Если валюта завершит торги на таком уровне, то это будет означать 4,1-процентное падение за неделю — самое радикальное с июня 2010 года, а также самое значительное по сравнению с динамикой всех 170 валют мира.
Ослабление форинта привело к значительным убыткам бизнеса крупнейших австрийских банков — Raiffeisen Bank International, Erste Group Bank и Volksbank International, активно работающих в Венгрии. В частности,
убыток Raiffeisen от деятельности в Венгрии в прошлом квартале составил 245 млн евро. На этом фоне банк в пятницу заявил, что может прекратить свой бизнес в некоторых странах Восточной Европы.
Как сообщило агентство Bloomberg, экспансия банка в регион Восточной Европы продолжалась около 20 лет, но теперь из-за проблем в Венгрии группа вынуждена остановиться.
Снижение рейтинга Венгрии — наглядное подтверждение того, что долговые проблемы лишь продолжают разрастаться, отмечает аналитик ГК «Алор» Наталья Лесина: «Если ситуация ухудшится, кризис приобретет статус мирового».
Ничем страшным снижение рейтинга Венгрии не грозит — в отличие от проблемных стран еврозоны, не соглашается аналитик ТКБ «Капитал» Сергей Карыхалин. «Венгрия — одна из наиболее проблемных стран центральной Европы, она уже давно испытывает проблемы с обслуживанием долга. Ухудшение ситуации на глобальных рынках негативным образом сказалось на положении страны. Но она имеет свою валюту, которую она может девальвировать. Да и по своим масштабам страна невелика, поэтому помочь ей будет проще».