Из России за 10 месяцев этого года ушло $64 млрд, сообщил председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Месяц назад показатель составлял $49,3 млрд. Таким образом, за октябрь из страны утекло $14 млрд. В Центробанке надеются, что по итогам года чистый отток не превысит $70 млрд — регулятор пересмотрел оценку лишь в начале ноября, первоначальный прогноз предполагал, что отток будет вдвое меньше — $35 млрд.
Хотя утечка денег зафиксирована не только в России, но и на всех развивающихся рынках, в Центробанке крайне озабочены этой ситуацией. В частности, регулятор считает необходимым принять меры против такой формы оттока капитала, как кредитование офшорных компаний. «Что касается офшорных компаний, то меня это очень беспокоит.
Особенно это беспокоит тогда, когда мы осуществляем надзор за конкретными банками. Кредиты в пользу офшорных компаний, как правило, являются наименее прозрачными, наименее понятными, наиболее рискованными», — сказал Игнатьев.
Увеличение оттока капитала происходит вследствие нестабильности на мировых рынках, в первую очередь европейских. Инвесторы все меньше хотят вкладываться в рискованные рынки, в том числе и рынки стран БРИК. «А Россия воспринимается как очень рискованный актив, поэтому в условиях глобальной волатильности и отсутствия четких перспектив развития ситуации в мировой экономике из России капиталы утекают всегда», — говорит главный экономист УК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов.
Никто из экспертов не сомневается, что по итогам года отток капитала с большой вероятностью преодолеет рубеж, установленный ЦБ. «Показатели России хуже, чем у других коллег из БРИК. Скорее всего, и прогноз $70 млрд придется поправлять, но насколько — сказать сложно: до конца непонятно, во что выльется ситуация с Италией и Грецией», — признает партнер BDO в России Елена Хромова.
Всё будет зависеть от развития ситуации в Европе, соглашается Девятов. «Мне думается, что европейцы справятся с долговыми проблемами, а европейская экономика постепенно выйдет из фазы замедления к середине следующего года. Тогда ситуация с оттоком капитала существенно улучшится. Но отток будет продолжаться в течение еще нескольких месяцев», — говорит эксперт.
До конца года из России утечет $15—20 млрд,
полагает он. Ситуация с оттоком капитала может несколько смягчиться после парламентских выборов 4 декабря, прогнозирует эксперт ФГ БКС Богдан Зыков. «Но
с учетом того, что европейские долговые проблемы еще далеки от разрешения, а в марте нас ждут еще и президентские выборы, можно прогнозировать продолжение оттока капитала в I квартале будущего года»,
— считает эксперт. Препятствовать тенденции административными мерами неэффективно, уверены в Центробанке. Единственной мерой, по мнению Игнатьева, могло бы быть улучшение инвестиционного климата в России. Возможности Центробанка действительно весьма ограничены. Регулятор может поддерживать ликвидность для банковского сектора и работать со ставкой рефинансирования. Но, как известно, в России изменение ставки не оказывает такого сильного влияния, как, например, в США. «ЦБ может пытаться минимизировать последствия, но переломить ситуацию у него вряд ли получится», — считает Хромова из BDO.