Власти серьезно задумались о возвращении налога с продаж, заявила глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина в интервью «Интерфаксу». «На мой взгляд, нужно говорить не столько о ставках, сколько о перераспределении налоговых поступлений между центром, регионами и муниципалитетами», — уточнила министр, добавив, что важно исключить риски принятия решений без их публичного обсуждения. «Как показал опыт ЕСН (единый социальный налог, замененный страховыми взносами. — «Газета.Ru»), это очень чувствительная тема», — напомнила Набиуллина.
В России налог с продаж (НСП), который поступает в региональные бюджеты, вводился дважды. Последний раз его применяли в 1998—2003 годах, когда каждый субъект федерации получил право самостоятельно принимать решение о введении налога и размере ставки (в пределах 5%). НСП заменили налогом на добавленную стоимость (НДС), который поступает в федеральный бюджет. Ставка НДС для большинства компаний — 18%, для бизнеса, выпускающего продовольственные и детские товары, входящие в перечень продукции в 164-й статье Налогового кодекса, — 10%. Для экспортеров действует нулевая ставка.
Главный сторонник возвращения НСП — помощник президента Аркадий Дворкович: еще в конце 2006 года он предлагал заменить НДС на налог с продаж с максимальной ставкой 10%. По словам Дворковича, более низкая ставка НСП будет стимулировать производителей к уплате налога, который в перспективе мог бы стать основным источником пополнения местных бюджетов.
Против выступал Минфин, поскольку потери федерального бюджета от замены НДС на НСП могли составить сотни миллиардов рублей.
«На такие решения мы не пойдем», — объяснял замминистра финансов Сергей Шаталов.
По словам одного из собеседников «Газеты.Ru», уход Алексея Кудрина с поста Минфина позволил вновь вернуться к вопросу о замене налога: «Алексей Леонидович был жестко против этого налога». Другая возможная причина — коррупционность механизма возврата НДС экспортерам. Ранее вице-президент РСПП Игорь Юргенс подчеркивал, что в России НДС стал криминализованным налогом: возврат его экспортерам превратился в очень доходный бизнес для коррумпированных чиновников. Еще одна причина — приведение законодательства России в соответствие с требованиями ВТО. «В некоторых странах — участницах ВТО есть налог с продаж, а законодательство членов ВТО не должно создавать налоговых преференций у одной страны перед другой. Глобализация порождает необходимость унификации правовых норм», — объясняет партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. В начале ноября рабочая группа одобрила присоединение России к ВТО.
Переход от НДС к НСП означает экономическую децентрализацию, уверены эксперты.
«Сегодня в России регионы получают неравномерные налоги, из-за чего приходится увеличивать им размеры трансфертов из федерального бюджета.
Но регионы хотят сами формировать свою налоговую базу, а передавать им больше нечего, кроме конъюнктурных налогов, например за пользование природными ресурсами», — говорит заместитель директора по консультационной работе, руководитель направления «Межбюджетные отношения» Центра фискальной политики Александр Дерюгин.
Идея введения НСП интересна, но у нее «очень много подводных камней», признают эксперты. Например, что делать с НДС. «Полностью его убрать нельзя. Никакой налог с продаж не компенсирует тот объем, который мы получаем по НДС», — говорит Дерюгин, добавляя, что в итоге в России могут оказаться оба налога.
«Не исключено, что некоторые предприятия будут облагаться дважды, как, например, в Канаде»,
— говорит эксперт. «На первый взгляд, может показаться, что администрирование налога с продаж по сравнению с НДС значительно проще, что позволит быстро и гарантировано пополнить доходную часть бюджетов, — рассуждает партнер, глава налоговой практики международной юридической фирмы CMS (Россия) Станислав Турбанов. — В реальности же данный налог приведет к увеличению налоговой нагрузки на предпринимателей и повышению цен для потребителей, в конечном итоге будет провоцировать инфляционные процессы».