Деньги Пенсионного и других внебюджетных фондов можно использовать для поддержки ипотечного кредитования и снижения ставки по ипотеке для малообеспеченных граждан, заявил президент Дмитрий Медведев на заседании Общественного комитета сторонников президента в Якутске.
«По поводу значительных средств, которые находятся на счетах наших социальных фондов, и Пенсионного фонда, и других фондов: я не против того, чтобы эти деньги использовать более рационально, потому что, в конечном счете, вы правильно сказали — эти деньги все равно попадают в оборот, но попадают уже совершенно по другой цене, и в результате важнейшие социальные программы реализуются дороже, чем это можно было сделать», — ответил Медведев на предложение депутата Андрея Макарова сделать ипотеку доступной за счет прямого использования средств «молчунов». Граждан, которые не передали свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды или частные управляющие компании, в России большинство. Их накоплениями по умолчанию распоряжается ВЭБ: по итогам 2010 года под его управлением было почти 740 млрд рублей.
Президент также предложил создать ипотечную программу для врачей и учителей и выдавать им кредиты на покупку жилья под госгарантии.
«Люди без высоких доходов — для них должен быть разработан специальный ипотечный продукт, потому что они не имеют достаточных средств, чтобы воспользоваться стандартной ипотекой, с пониженным паевым взносом и невысокой процентной ставкой», — подчеркнул Медведев.
Ранее президент говорил, что «приемлемая» ставка по ипотеке — около 6—7%, но и она может быть уменьшена за счет госсредств.
Государство давно пытается заставить пенсионные деньги работать на экономику. Еще в мае 2008 года премьер-министр Владимир Путин одобрил идею инвестировать деньги «молчунов» в инфраструктурные проекты. Позже министр транспорта Игорь Левитин говорил, что пенсионные накопления могут быть частично использованы на выкуп инфраструктурных облигаций. Спустя более чем три года ВЭБ сообщил, что «развивает» тему вложения денег «молчунов» в облигации РЖД, а в начале ноября монополист заявил, что эти средства могут пойти на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ-1) Москва — Санкт-Петербург. «Речь идет о том, что государственные пенсионные деньги, которые находятся в управлении ВЭБа, могут быть введены в оборот по доходности, которая выше, чем то, что есть сейчас. Мы говорим о том, что доходность, если вдруг будет принято решение о выделении этих денег, а это длинные рублевые деньги, может составить 10%», — сказала тогда директор по подготовке к тендеру «Скоростные магистрали» («дочка» РЖД) Елена Шебунина.
Проблема вложения средств «молчунов» остается актуальной.
Доходность инвестиций чаще всего съедает инфляция. Так, в прошлом году доходность инвестирования составила 7,62% при инфляции в 8,8%.
По итогам января — сентября 2011 года показатель по расширенному портфелю пока выше — 5,36% при инфляции за первые три квартала в 4,7%.
Президент не уточнил, каким может быть механизм использования денег будущих пенсионеров, но предупредил о рисках: во время финансового кризиса в США, а затем и в Европе одной из наиболее острых проблем стала устойчивость пенсионной системы и социальных фондов. «Мы, конечно, не должны создавать проблем для самого фонда, и мы должны сделать так, чтобы рынок не расшатать, чтобы не было ощущения, что риски повысились», — подчеркнул президент.
Идея использования средств пенсионных фондов для развития ипотечного кредитования имеет право на существование, считают эксперты. «Схема может быть достаточно простой: пенсионные средства размещаются в банках, которые за счет этих денег выдают ипотечные кредиты. Для возврата средств кредитные организации могут выпускать ипотечные ценные бумаги, которые будут выкупаться инвесторами, — говорит директор департамента развития ипотечного кредитования банка «Стройкредит» Дмитрий Жуков. —
Повысить доступность ипотеки с помощью данной схемы можно, если пенсионные средства будут размещаться в банках по низким ставкам. Маржа банков должна составлять минимум 2—3 процентных пункта.
Соответственно, можно легко посчитать, какой должна быть стоимость фондирования, чтобы ставка опустилась до 6% годовых».
Могут быть и другие механизмы. «Например, ВЭБ сам будет вкладываться в строительство и продавать недвижимость, но в этом случае возникают более высокие риски», — говорит председатель правления инвестхолдинга «Финам» Владислав Кочетков. «Скорее всего, рефинансирование ипотечных кредитов за счет денег «молчунов» будет проходить через АИЖК», — предполагает эксперт ФГ БКС Богдан Зыков.
Но, что существенно, предложенный механизм создает конфликт интересов: чтобы прирастить пенсионные накопления, доходность их инвестирования должна быть как можно выше, а для того, чтобы ипотека была доступной малообеспеченным, ставка должна быть, наоборот, как можно ниже.
Если же еще и банки будут брать определенный процент за движение средств, то такой механизм и вовсе теряет смысл, отмечают эксперты.
Реализация президентской инициативы не сделает ипотеку доступной для малообеспеченных, считают специалисты. Банки, опрошенные «Газетой.Ru», отказываются комментировать предложение Медведева.
По словам одного из банкиров, достижение ставки 6% по ипотеке в течение ближайших 15 лет нереально.
«Для разработки необходимых механизмов и просчета всех рисков требуется огромный объем работы, так что дешевая ипотека для малообеспеченных слоев населения — вопрос далекого будущего», — считает директор аналитического департамента ИК «Вектор Секьюритиз» Александра Лозовая. «Оценивая объективно возможности игроков на рынке, сложившуюся конъюнктуру и опираясь на позитивный макроэкономический сценарий, можно сказать, что минимум, до которого могут опуститься ставки по ипотеке в России в ближайшие полтора-два года, — это 8—9%», — соглашается Зыков.