Проблемы перегруженной долгами Италии распространились на все мировые рынки акций. Биржевые индексы Европы, России, США и Азии рухнули.
Доходность десятилетних итальянских облигаций накануне скакнула более чем на 0,5% — самое большое дневное повышение за время членства Италии в еврозоне — до 7,48%. Уровень выше 6,5% финансисты уже неоднократно называли неприемлемым для Италии — обслуживание долгов становится крайне дорогим.
Европейскому центробанку пришлось вмешиваться в торги на вторичном рынке, чтобы не допустить дальнейшего падения госбондов, рассказали трейдеры Financial Times.
За долговым рынком последовало падение акций: итальянский индекс FTSE MIB Index рухнул на 3,78%, немецкий DAX потерял 2,2%, французский CAC 40 — 2,17%, британский FTSE 100 посыпался на 1,9%. Российский индекс ММВБ по итогам среды упал на 3,29%, до 1470,8 пункта, индекс РТС — на 4,24%, до 1512,85 пункта.
В США фондовый индекс S&P 500 упал на 3,7%, что стало худшим дневным результатом с августа.
Финансовый сектор провалился еще ниже — в среднем на 5,4%, бумаги Morgan Stanley и Goldman Sachs Group упали на 8,2%. Из-за ухудшения перспектив на европейском рынке акции General Motors Co. рухнули сразу на 11%.
Падение продолжается в Азии. В четверг сводный MSCI Asia Apex падает на 3,94%, японский Nikkei 225 снижается на 2,76%, гонконгский HangSeng — на 4,46%.
«Похоже на фильм ужасов, который никак не кончится», — описывает происходящее на рынке управляющий активами в Fifth Third Asset Management Кейт Виртц.
Формальным поводом для скачка стоимости заимствований для Италии стало ужесточение требований британской клиринговой LCH Clearnet, крупнейшей в Европе, к использованию итальянских облигаций в качестве залога по операциям РЕПО. Это же действие несколько месяцев назад подвело черту под крахом рынка заимствований в Ирландии и Португалии.
Решение LCH Clearnet может стоить пяти крупнейшим итальянским банкам до 8 млрд евро, подсчитал Barclays Capital.
Действующему премьер-министру Сильвио Берлускони не удается убедить рынки в том, что правительству удастся сократить государственные расходы и расплатиться с долгами. Сейчас задолженность Италии составляет 1,9 трлн евро — больше, чем у Греции, Ирландии, Испании и Португалии вместе взятых.
В 2012 году Италии нужно погасить облигаций на 120 млрд евро и выплатить в качестве процентов еще 46,5 млрд евро.
На рынок продолжает давить и политическая неопределенность в Италии. Отставка Берлускони, которую ждет рынок, может случиться в субботу. Слухи об уходе премьера возникают практически каждый день, что уже нервирует инвесторов. Берлускони настаивает на проведении досрочных выборов вместо формирования переходного правительства.
«Не думаю, что выборы в Италии сейчас будут правильным шагом, — скептичен глава крупнейшего итальянского розничного банка Intesa Коррадо Пассера. — Ситуация на рынках может только ухудшиться».
Если Италии придется просить об экстренной финансовой помощи, страна обратится в Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF). Она может рассчитывать на кредит в 10% ВВП, или 160 млрд евро.
Но, по подсчетам экономиста Capital Economics Джона Хиггинса, Италии нужно 650 млрд евро для поддержки рынков в ближайшие три года или даже 700 млрд евро с учетом помощи банкам. Объем EFSF — 440 млрд евро, однако после выделения денег Греции, Португалии и Ирландии останется только 270 млрд евро.
«Все думали, что Италия слишком большая, чтобы упасть, а она оказывается слишком большой, чтобы ее спасать», — говорит о восьмой экономике в мире Хиггинс. «В доме пожар, — констатирует преподаватель Гарвардской бизнес-школы, который ранее был главой Morgan Stanley в Италии, Данте Рошини. — ЕЦБ нужно печатать деньги и покупать итальянские облигации — это единственный способ сбить пламя».
«Дальше нужно следить за Францией, — предупреждает один из экономистов, опрошенных FT.
— Если доходность французских бумаг будет повышаться по тому же сценарию, это станет концом для евро. ЕЦБ в этом случае придется тратить гораздо больше на покупку гособлигаций».