На мировые фондовые площадки вернулся оптимизм. Накануне сводный европейский фондовый индекс Euro Stoxx 50 подскочил на 6,08%, на 6,28% взлетел французский CAC 40, германский DAX подрос на 5,35%. Оптимизмом заразились и США, где дополнительно воодушевляет местная статистика.
S&P 500 поднялся за день на 3,4%, с начала октября — на 14%, отыграв все предыдущие потери в этом году и обеспечив лучший месячный рост с 1974 года.
Индекс Dow Jones вырос на 2,86%, высокотехнологичный Nasdaq — на 3,32%. Азиатско-Тихоокеанский регион растет второй день подряд. Сводный MSCI Asia Apex 50 добавил 1,65%, японский Nikkei 225 — 1,18%, китайский CSI — 1,44%, гонконгский HangSeng — 1,9%. Российский индекс РТС открылся в пятницу ростом на 1%. Курс евро поднимался на 3% — самое большое дневное повышение с лета 2010 года — до $1,4247, текущий курс пониже — $1,4189.
Но в отличие от экономистов рынки настроены скептично. «Европейский план спасения — это не гранатомет, которого ждали рынки, это более легкий автомат, но рынки приветствовали и его, — говорит аналитик Mediobanca Крис Вилер. — Тот факт, что политики смогли договориться, уже обнадежил рынки сегодня». Но, по его словам, будущее остается под вопросом.
«Мы не видим такого же подъема на долговом рынке, а это сигнал опасности, — предупреждает главный экономист и главный рыночный стратег в MKM Partners LP Майкл Дарда.
— Это главное, что меня беспокоит: долговой рынок еврозоны не демонстрирует такого же оптимизма, а это корень проблем». Доходность десятилетних облигаций Германии поднялась до 2,2%, в то же время аналогичные испанские бумаги сократили доходность до 5%. Десятилетние облигации Италии скатились до 5,87% доходности, которая за предыдущие 12 месяцев в среднем составляла лишь 4,9%. Гособлигации наиболее проблемных стран продолжают торговаться на исторических минимумах: доходность греческих двухлетних облигаций составляет 76,9%, тогда как в среднем за прошлый год составляла 27%.
Сомнения укрепил президент Франции Никола Саркози, который первым из лиц такого высокого уровня признал, что включение Греции в зону евро было ошибкой.
«Ее отчетность была неясна, страна была не готова, ее экономика была не готова», — заявил Саркози, выступая по телевидению. Министр иностранных дел Греции Ставрос Ламбриндис ответил, что при всех своих проблемах Греция не является причиной нынешнего долгового кризиса еврозоны. «То же самое мы видим в Португалии, Ирландии, Испании и Италии.
Бесполезно делать одну страну козлом отпущения, если имеешь дело с общеевропейской проблемой», — парировал Ламбриндис.
Эта ошибка скоро будет исправлена, спокоен бывший главный экономист МВФ, ныне экономист в Гарвардском университете Кеннет Рогофф. Греция, по его словам, неминуемо покинет еврозону и вернется к драхме (греческая валюта до введения евро). «Планом спасения купили всего пару месяцев для Греции, — убежден он. — Всем ясно, что евро не работает и достигнутое равновесие неустойчиво». Экономист не сомневается, что дефолт коснется не только Греции. «Вопрос в том, останутся ли остальные участники еврозоны в еврозоне. Мой ответ — нет», — говорит Рогофф.