АЛРОСА хочет придать алмазу роль инвестиционного инструмента. Компания предлагает банкам возможные варианты создания инвестиционного фонда, заявил во вторник глава компании Федор Андреев. Тем, кто вложит деньги в алмазный сток, АЛРОСА готова гарантировать, что через год-два они смогут продать эти алмазы на рынке по цене не ниже определенного уровня. По словам Андреева, эту идею «внимательно изучают» ряд российских и иностранных банков.
Такое предложение обсуждалось с ВТБ еще в 2009 году, но практической реализации не получило. Между тем практика подтвердила жизнеспособность идеи, считают в АЛРОСА.
Андреев привел в пример Гохран, который купил в первом полугодии 2009 года у АЛРОСА, лишившейся из-за кризиса клиентов, продукцию на $1 млрд. «Государство, выкупив у АЛРОСА алмазы в Госфонд, заработало около 40% годовых за два года», — похвастался глава компании.
В последние годы рынок алмазов пережил значительные колебания цен: после кризисного падения они подскочили на 40%, а по некоторым видам алмазов — на 50%, в начале этого года по некоторым позициям превысив докризисный уровень. Это позволило алмазной компании увеличить в первом квартале этого года чистую прибыль по МСФО в 4,2 раза — до 26,267 млрд рублей. По итогам 2011 года АЛРОСА ожидает выручку в размере около $5 млрд.
Предложение создать алмазный инвестфонд продиктовано отчасти корпоративными интересами АЛРОСА, что позволяет повысить спрос на продукцию компании, убеждены эксперты. Отчасти это выгодно и России: если алмазы будут рассматриваться как инструмент для резервов России, оператором подобных сделок может выступать ВЭБ, предполагает ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов. Но в целом аналитики скептично относятся к проекту АЛРОСА.
В кризисный период Гохран приобретал у АЛРОСА алмазы по нерыночным ценам, чтобы поддержать компанию, сохранить инфраструктуру в Якутии и купировать возможные социальные потрясения. В итоге это оказалось прибыльной инвестицией, но насколько такая ситуация типична для рынка алмазов в целом и может ли она служить аргументом для инвестиций в алмазы и бриллианты — большой вопрос,
сомневается эксперт Rough & Polished Сергей Горяинов. «В условиях, когда на рынке наблюдается явный дефицит надежных инструментов для инвестирования и сохранения средств в условиях кризиса, подобный инструмент может привлечь большое внимание», — признает Козлов. «Но алмаз — штучный товар, поэтому трудно создать емкий и ликвидный рынок этого инструмента», — говорит эксперт.
Алмаз сложно оценить, поскольку он обладает несколькими тысячами характеристик, в отличие от, например, золота, которое оценивают только по весу и содержанию металла в слитке. Именно это обстоятельство не дает возможности алмазу стать полноценным биржевым и инвестиционным товаром, согласен Горяинов.
Кроме того, алмазный рынок достаточно узкий, поэтому есть проблема низкой ликвидности, добавляет эксперт.Стоимость алмазов в значительной степени чувствительна к колебаниям экономики, этот инструмент становится привлекательным при росте стоимости не менее 30% в год по сравнению с безрисковыми ставками на рынке, резюмирует начальник аналитического отдела ТКБ Капитал Мария Кальварская.
Идеи создания подобных инвестиционных фондов начали появляться с середины 70-х годов. Тогда, в частности, в Антверпене были попытки создания специализированных «бриллиантовых корзин», затем — производных инструментов на базе бриллиантов, впоследствии — бриллиантовых ПИФов. Однако все подобные идеи успехом не увенчались. Главный конкурент АЛРОСА алмазодобывающая компания De Beers практически полностью отказалась от рассмотрения вариантов создания инвестиционных фондов.