Москва, традиционно имеющая дефицитный бюджет, в следующем году сбалансирует показатели, сказал во вторник мэр города Сергей Собянин. «Дефицит бюджета в 2012 году составит 253 млрд рублей, но он носит технический характер. Фактически бюджет будет сбалансирован. В 2012 году мы не планируем прибегать к новым займам», — объяснил он.
Новое руководство города меняет бюджетную концепцию. Ранее бюджет Москвы был хронически дефицитным.
В 2008 году дефицит бюджета Москвы составлял 26,3 млрд рублей, в 2009 году — 145,4 млрд рублей, в 2010 – 190,2, а в 2011 ожидается на уровне – 243,6. Заимствования составляли 37, 115 и 74 млрд рублей соответственно. Экс-мэр Москвы Юрий Лужков последовательно выступал против политики федерального Минфина по накоплению Стабфонда: городские власти занимали на рынке и увеличивали расходы на инфраструктуру, ЖКХ и социальную сферу. Бывший мэр называл подход Минфина «бухгалтерски жлобским».
Правительство Собянина продолжает наращивать расходы, но покрытие дефицита во многом обеспечит приватизация.
Доходы городского бюджета в следующем году планируются в объеме 1,45 трлн рублей (на 17% больше, чем в текущем году), расходы — 1,7 трлн рублей (на 14% больше уровня 2011 года). Основная доля расходов (64%) в следующем году (в марте 2012 года состоятся выборы президента России) – социальная сфера. «Фонд оплаты труда в 2012 году увеличится на 8%», — сказал Собянин, пообещав, что единый городской социальный стандарт в 2012 году увеличится с 11 до 12 тысяч рублей. Мэр добавил, что на доплаты к пенсиям и пособиям для малообеспеченных слоев населения из бюджета в 2012 году будет выделено 107 млрд рублей.
Общая доля средств, выделяемых на социальную поддержку, снизится в 2012 году на 1%, но останется на первом месте в категории расходов. На эти цели будет направлено 22,1% средств — 338,4 млрд рублей. На втором месте программа «Развитие транспортной системы», объем которой в сравнении с этим годом увеличился на 2,7%, до 328,3 млрд рублей. Собянин уточнил, что расходы бюджета 2012 года на развитие столичной транспортной системы составят около 19%, в том числе треть из них пойдет на развитие метро и закупку подвижного состава.
«Но в будущем году мы обойдемся без заимствований, потому что будем иметь большой переходящий остаток бюджета и довольно большие поступления от продажи имущества», — объяснил заммэра города Андрей Шаронов, добавив, что фактический объем дефицита за счет его покрытия в 2012 году составит 0,1% (в текущем году 4,8%).
Переходящие остатки бюджета 2011 года — от недофинансирования адресной инвестпрограммы и экономии средств на госзаказе — уравновесят дефицит будущего года, объяснили в пресс-службе Шаронова.
Городские власти надеются, что около половины неналоговых доходов Москва получит от продажи непрофильных активов. «В 2012 году мы будем наблюдать пик доходов от продажи имущества. Мы предполагаем, что это будет год основной реализации непрофильных активов города и эти доходы достигнут 48%», — заявил Шаронов. Только за счет передачи в федеральный бюджет аэропорта Внуково московские чиновники рассчитывают получить субсидии в размере 40–50 млрд рублей, сообщил Шаронов. В аппарате заммэра уточнили, что в текущем году доходы от приватизации составят около 150 млрд рублей, в следующем около 50 млрд рублей.
В 2011 году столичные власти продали долю в Банке Москвы (103 млрд рублей) и Sibir Energy (около 22 млрд рублей). После 2012 года доходы от продажи имущества будут снижаться, сказал Шаронов. Поэтому в 2013–2014 годах Москве придется прибегнуть к займам. По оценке Шаронова, ежегодный объем заимствований превысит 100 млрд рублей. Планируется, что дефицит бюджета в 2013 году составит 241,9 млрд рублей, в 2014 году 221,9 млрд рублей.
Но уже в 2016 году бюджет города должен стать профицитным – 15,5 млрд рублей, говорится в материалах департамента финансов Москвы, представленных Шароновым на пресс-конференции в «Интерфаксе».
«То, что Москва тратит на социальную политику большую часть бюджета, обусловлено огромным количеством жителей. Это электоральный ресурс, а для власти важно не потерять электорат», — объясняет заместитель директора по консультационной работе – руководитель направления «Межбюджетные отношения» Центра фискальной политики Александр Дерюгин.
Он оправдывает политику отказа от займов на открытом рынке: «Мы видим, что муниципалитеты и целые государства на Западе, говорившие о том, что надо развивать заимствования, доигрались с ними». Москва, по его мнению, поступает прагматично: «Если можно не занимать, то зачем это делать?» Эксперт советует столичным властям создать аналог федерального Резервного фонда для сглаживания колебаний доходов и расходов.
«В этом году по уровню доходов Москва превысит текущий прогноз и выйдет на уровень 2008 года – 1,3 трлн рублей, — говорит экс-глава Москомзайма Сергей Пахомов. – В такой ситуации выходить на уровень займов нецелесообразно».
Пока темпы нарастания потенциального бюджетного остатка велики. «Ранее Москва прибегала к займам, поскольку были крупные инфраструктурные проекты», — говорит Пахомов, приводя в пример Третье транспортное кольцо и жилищное строительство. «Потом был кризис. В 2009 году город потерял около четверти доходов — 50% инвестпрограммы было профинансировано за счет займов», — вспоминает Пахомов.
Он прогнозирует возвращение Москвы на рынок заимствований после «принципиального изменения бюджетной политики: «Нужно, чтобы начались крупные инвестиционные проекты. Например, Четвертое транспортное кольцо и массовая застройка на новых территориях».