«Мы приняли решение сейчас пойти на реструктуризацию компании «Нафтогаз», — заявил в четверг украинский премьер-министр Николай Азаров. — Выделить соответственно газодобывающую компанию, провести ее подготовку и пойти на размещение ее акций на открытой бирже». За счет этого Украина получит очень серьезный инвестиционный ресурс — $5-10 млрд, добавил он.
На «дочку» «Нафтогаза» — компанию «Укргаздобыча» — приходится около 78% всей добычи газа в стране. За первое полугодие 2011 года она добыла 8,7 млрд кубов газа. Будет ли «Укргаздобыча» приватизирована полностью или частично, не сообщается. В «Нафтогазе» от комментариев отказались.
«Украина захочет оставить за собой контрольный пакет основного газопроизводителя в стране, — полагает аналитик ИК «БКС» Андрей Полищук. – Таким образом, максимум на IPO будет направлено 49%. Но скорее всего, объем размещения будет меньше – порядка 25%».
Выручить в ходе IPO «Укргаздобычи» $5-10 млрд нереально, считают эксперты. «Добыча компании ведется на истощенных месторождениях, а значит — неминуемо будет падать без серьезных инвестиций,
— отмечает старший аналитик ИК «Арбат Капитал» Виталий Громадин. – В 2011 году сообщалось, что активные запасы «Укргаздобычи» составляют 245 млрд кубометров. Российский «Новатэк», с доказанными запасами в 1,15 трлн кубов, оценен рынком почти в $40 млрд». Исходя из этого, 100% «Укргаздобычи» будут оценены не выше $10 млрд, говорит эксперт. Поэтому даже размещение половины «Укргаздобычи» за $5 млрд можно считать оптимистичным сценарием.
Председатель правления Альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик считает, что не стоит рассчитывать на слишком высокий интерес инвесторов к «Укргаздобыче». «Компания на взгляд традиционного западного инвестора закрытая и непубличная, — указывает украинский эксперт. – Система принятия решений здесь – достаточно волюнтаристская, все зависит от чиновников Министерства энергетики». В связи с этим компания не является самодостаточной и самостоятельной. «Поэтому будет сложно убедить инвесторов, что они получат тот уровень доходов, на который рассчитывают», — говорит Боровик.
Украинские власти уже не в первый раз говорят о приватизации «Нафтогаза». В марте этого года о планах выхода компании на IPO рассказал ее глава Евгений Бакулин. Позже Министерство энергетики и угля Украины сообщало, что в результате размещения 25% «Нафтогаза» планируется привлечь $5-6 млрд. IPO планировалось провести в 2012-2013 годах.
Заявления о приватизации «Нафтогаза» были элементом давления на Россию, отмечали эксперты – эта компания владеет украинской газотранспортной сетью, которая давно интересует «Газпром». Россия предлагает слияние «Газпрома» и «Нафтогаза», но Украина на это не идет.
Планы вывода компании на IPO могли подтолкнуть Россию, не желающую потерять возможность вхождения в этот актив, к уступкам Украине в вопросе цены на газ.
На этот раз речь идет о приватизации лишь газодобывающих активов «Нафтогаза». Потому это, скорее, сигнал Евросоюзу. «Украина дает понять Европе,что готова выполнять ее требования (Третий энергопакет ЕС предполагает отделение газодобывающих активов от газотранспортных – Газета.Ru), — говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Россию украинские добывающие компании не слишком интересуют, в отличие от газотранспортной системы, но отчасти заявление об IPO «Укргаздобычи» сделано и для Москвы – чтобы показать, что Украина ориентируется на Европу, а также – что рассчитывает привлечь крупные средства».
В последнее время российско-украинская полемика по газовым вопросам резко обострилась. Киев требует пересмотреть контракты, заключенные правительством Юлии Тимошенко в 2009 году, Москва же обещает скидку на газ лишь в том случае, если Украина вступит в Таможенный союз по примеру Белоруссии и уступит России контроль над ГТС.
Глава Минэнергоугля Украины Юрий Бойко заявил в четверг, что ни слияния «Нафтогаза» с «Газпромом», ни «белорусского сценария» не будет. «Принципиальная позиция президента Украины состоит в том, что любая конструкция может быть построена лишь на паритетных принципах», — заявил Бойко.
А Николай Азаров дал понять, что Украина может признать ничтожными действующие газовые контракты. Юлию Тимошенко сейчас судят за фальсификацию правительственных директив на газовые переговоры с Россией, рассказал он. Условия газовых контрактов, которые Тимошенко представила украинскому правительству в 2009 году, были настолько очевидно невыгодными для Украины, что правительство отказалось их одобрить.
«Тимошенко создала фальшивку под названием «директивы правительства Украины» и дала на подпись Олегу Дубине (на тот момент – глава «Нафтогаза»)», — заявил Азаров в четверг.
Но даже если украинский суд признает, что контракты, заключенные Тимошенко, не имеют силы, разорвать их в одностороннем порядке Украина не сможет. По условиям соглашения, противоречия должны решаться в Арбитражном суде Стокгольма. «Пока Стокгольм не признает, что контракты недействительны, или требуют пересмотра, по закону — они должны соблюдаться», — говорит председатель Московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев.
Гендиректор агентства «Политических и экономических коммуникаций» Дмитрий Орлов полагает, что дело до Стокгольмского суда не дойдет. «Все заявления Украины за последнее время носят характер шантажа, -— говорит политолог. –
При всем недовольстве условиями российских поставок, Украина в них заинтересована, альтернативы у нее нет.
Поэтому Россия в переговорах должна занимать максимально жесткую позицию».