Премьер Владимир Путин на президиуме правительства во вторник поддержал подготовленные Минэкономразвития поправки в закон «О кредитной кооперации». Изменения направлены на уточнение отдельных положений действующего законодательства, касающихся особенностей банкротства кредитных потребительских кооперативов как разновидности финансовых организаций.
Кредитные кооперативы обслуживают ту часть населения, которая, как правило, «не интересна для крупных коммерческих организаций», сказал Путин на заседании президиума. Но такие кооперативы необходимо поддерживать.
«Главное достоинство потребительской кооперации — это небольшой, но доступный заем, который можно взять с минимумом бюрократических издержек», — считает премьер.
Он отметил, что в кооперативах «объединяются преимущественно граждане с невысоким уровнем дохода, для которых это порой единственный шанс получить средства для создания своего бизнеса, решить неотложные финансовые проблемы».
Но под прикрытием потребительских кооперативов, считает Путин, нередко действуют финансовые пирамиды, которые привлекают деньги граждан, обещая высокие проценты. Поэтому предлагается внести изменения в законодательство, чтобы на ранней стадии выявить «такого рода псевдокооперативы и защитить граждан от мошенников».
Одна из поправок вводит дополнительные основания для применения процедуры банкротства, пояснил Путин. «При обнаружении признаков банкротства саморегулируемая организация, в которую входит кредитный кооператив, может обращаться в суд с заявлением о признании кооператива банкротом», — сообщил премьер.
Кроме того,
в случае банкротства кооператива требования физических лиц, пайщиков кооператива, будут погашаться в первую очередь в размере, не превышающем 700 тысяч рублей, добавил Путин. При этом руководители кооператива, признанного банкротом, получат свой денежный пай в последнюю очередь.
«Думаю, что это справедливо», — заключил Путин, говоря о сути предлагаемых поправок. Кроме озвученных премьером поправок Минэкономразвития предлагает внести еще ряд изменений в законы «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и «О несостоятельности /банкротстве/».
Предлагается установить дополнительные основания для вынесения запрета на привлечение кооперативом денежных средств, на прием новых членов и выдачу займов.
В соответствии с законопроектом, правом на обращение в арбитражный суд о признании кооператива банкротом также наделяются саморегулируемые организации. Такое право возникает с даты обнаружения признаков банкротства кредитного кооператива, если временная администрация не назначена.
Законопроектом также предусмотрена субсидиарная ответственность руководителей кооперативов и саморегулируемых организаций кредитных кооперативов.
Закон «О кредитной кооперации» был принят в июле 2009 года. Кредитный кооператив — это добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков), говорится в законе. Кредитный кооператив является некоммерческой организацией: смысл деятельности кредитного кооператива в «организации финансовой взаимопомощи». Кредитный кооператив — аналог касс взаимопомощи, существовавших в СССР. Сейчас в России насчитывается порядка полутора тысяч кредитных кооперативов.
Схема работы кооператива проста: пайщики вкладывают в кооператив свои сбережения под процент. В кооперативе можно также получить кредит. Причем в кредит кооперативы дают деньги под более высокие проценты, чем принимают их в качестве вкладов. Разница между процентами – доход кооператива и его руководства. Эта схема позволяет создавать финансовую пирамиду.
Предлагаемые поправки не улучшат положения пострадавших пайщиков, категоричны эксперты. При упоминании суммы в 700 тысяч рублей возникает ассоциация с гарантированной государством суммой возврата вложений физических лиц в случае банкротства банка.
Но в законопроекте о кредитном кооперативе не прописаны «государственные гарантии» возврата паев членам кредитного потребкооператива. «Так что обозначение суммы в 700 тысяч представляется лишенным какого-либо смысла», — говорит адвокат, руководитель проектов юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Светлана Тарнопольская.
«Эти 700 тысяч могут сыграть злую шутку. Человек помнит, что 700 тысяч застрахованы, но в банке ли, в кооперативе ли – он не запомнит. Это неприятная ситуация», — согласен вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.
Меняя законодательство о банкротстве, бороться с мошенниками невозможно. «Поправками меняется режим банкротства. Но мошенники-кооператоры после того, как привлекут деньги пайщиков, переводят их на другие счета и исчезают. Банкротство их мало заденет», — говорит Иванов.