«Сумма вознаграждения членам правления (Банка Москвы – «Газета.Ru») за 2010 год составила 1,57 млрд рублей», — говорится в опубликованной отчетности банка по МСФО. Исходя из среднегодового курса доллара, это около $52 млн, или более $5 млн в среднем на одного из десяти членов правления. При этом показатель в три раза превышает уровень 2009 года (503,6 млн рублей).
Более 80% всех годовых бонусных выплат пришлось на IV квартал 2010 года. «Увеличение размера вознаграждения членам правления в 2010 году объясняется общим увеличением размера выплаты годовой премии за 2010 год сотрудникам Банка, — объясняют в банке. — Также увеличение расходов было связано с компенсационными выплатами в соответствии с заключенными трудовыми договорами менеджерам, увольнявшимся из банка по соглашению сторон».
В целом увеличение вознаграждения топ-менеджменту Банка Москвы вписывается в общерыночные тенденции, говорят эксперты. В прошлом году банки начали выходить из кризиса, показывать хорошие финпоказатели и увеличивать за это вознаграждение менеджерам. Но Сбербанк, увеличивший прибыль в 8 раз, до 181,6 млрд рублей, поднял размер вознаграждения 14 членам правления в 2 раза, до 984,77 млн рублей. А выплаты топ-менеджерам ВТБ в 2010 году даже сократились до 174,4 млн рублей против 204.5 млн рублей в 2009 году. При этом в 2009 году чистый убыток ВТБ по МСФО составил 59,6 млрд рублей, а по итогам 2010 года банк получил чистую прибыль в размере 54,8 млрд рублей.
«В отношении Банка Москвы мы видим принципиально иную картину: бонусные выплаты в размере 1,57 млрд рублей на фоне годового убытка в 68 млрд рублей»,
— отмечает начальник аналитического департамента ИК «Вектор Секьюритиз» Александра Лозовая. По ее мнению, резкий рост выплат связан с опасениями прежнего руководства банка, что после отставки столичного мэра Юрия Лужкова, случившегося в октябре 2010 года, банк ждут перемены.
Эти опасения подтвердило декабрьское заявление главы ВТБ Андрея Костина о том, что госбанк намерен купить столичный банк. ВТБ вошел в капитал Банка Москвы в феврале 2011 года, выкупив долю правительства Москвы (46,48% акций Банка Москвы и блок пакет Столичной страховой группы, которая владеет 17,32% Банка Москвы). После этого между президентом Банка Москвы Андреем Бородиным и новым акционером банка начал назревать корпоративный конфликт, а в самом банке стали вскрываться финансовые проблемы, связанные с масштабным кредитованием структур, аффилированных с прежним руководством.
«Существенный рост выплат топ-менеджменту банка, вероятнее всего, связан с начислениями за досрочное расторжение трудовых контрактов, — продолжает начальник отдела по работе на финансовых рынках Солид-банка Федор Тихонов. —
За досрочное расторжение трудового контракта только Бородин требовал около 142 млн рублей (эта сумма не включает его заработную плату)».
Кроме этого с банка удалось взыскать в качестве алиментов 95 млн рублей его бывшей супруге, напоминает эксперт. «Исходя из этих цифр можно предположить, что в среднем за 2010 только Бородину было начислено 250–300 млн рублей. Вероятнее всего, у остальных топ-менеджеров выплаты были ниже», — считает Тихонов.
«В мае в новый состав правления Банка Москвы не вошли Андрей Бородин, Дмитрий Акулинин, Алексей Сытников, Юрий Мактусов и Анастасия Белянина, но свои бонусы они, видимо, к этому времени уже получили», — говорит аналитик ФЦ «Инфина» Вероника Чекина.
С приходом ВТБ в капитал Банка Москвы в нем будет проводиться более консервативная бонусная политика, полагает Чекина.