Правительство намерено продлить разрешение на выпуск топлива стандарта «евро-2» с «5 сентября текущего года как минимум до середины 2012 года», заявил замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Павел Субботин.
Продление сроков касается 12 компаний, подписавших накануне соглашение с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом об условиях модернизации НПЗ, — это «ЛУКойл», «Газпром нефть», ТНК-BP, «Роснефть», «Башнефть», «Татнефть», «Сургунефтегаз», «Русснефть», «Альянс», «Славнефть», «Газпром» и НЗНП.
Соглашение чиновников с бизнесменами предусматривает, что нефтяники до 2015 года модернизируют свои НПЗ для производства более качественного бензина и других видов топлива. Основная проблема, которую должны решить подписанные соглашения, — это модернизация нефтяной отрасли и создание необходимых мощностей для обеспечения достаточного объема предложения топлива, подчеркнул Субботин. Так, в начале июля на совещании у премьер-министра Владимира Путина по проблемам нефтяной отрасли Ростехнадзор назвал проводимую нефтяниками модернизацию поверхностной:
фактически компании меняют лишь отдельные узлы и детали.
Для каждой из компаний установлены разные сроки запрета на выпуск топлива «евро-2», подчеркнул Субботин, добавив, что ведомства планируют «жестко контролировать» поведение компаний. По словам замглавы ФАС, менеджмент компаний уже утвердил соглашение, теперь ожидается соответствующее постановление правительства.
Нефтяники пытаются договориться с антимонопольщиками на фоне бензинового кризиса, который возник в России в начале 2011 года, когда в ряде регионов на заправочных станциях не было топлива. Решение о продлении выпуска топлива стандарта «евро-2» позволит стабилизировать ситуацию с дефицитом бензина в ряде регионов, считают в ФАС. «У нас не будет снижения объема предложения, будет рост», — сказал Субботин. Ранее правительство планировало с 2012 года запретить производство бензина и дизельного топлива стандарта ниже «евро-3» (запрещает производство топлива с октановым числом ниже 95). Но нефтепереработчики заявили, что Россия не готова начать избавляться от «евро-2», на котором ездят большинство машин, и просили продлить до 2013 года оборот топлива этого стандарта. В результате переход на стандарт «евро-3», первоначально запланированный на 2009 год, отложили: он заработал с начала этого года, но при этом было разрешено до 5 сентября реализовывать бензин с октановыми числами 80 и 92 при условии соответствия остальных характеристик требованиям регламента.
Дефицит бензина может быть устранен только через введение временного оборота топлива стандарта «евро-2», соглашаются эксперты. «Повторения событий, которые происходили на Алтае или Дальнем Востоке, никто не хочет, а они уже назревают. Дефицит объемов топлива налицо.
Возврат к «евро-2» — это шаг назад. Уже в третий раз переносятся сроки, тогда как в Европе везде «евро-5». Это характеризует нашу нефтеперерабатывающую отрасль как технологически отсталую, но, к сожалению, сейчас нет другого выхода»,
— говорит исполнительный директор центра «Кортес» Павел Строков. «На год-полтора будет достаточно: проблема сегодняшнего дефицита заключается в том, что нефтяные компании просто не могут выпускать в нужном объеме топливо третьего класса и выше», — говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. По словам эксперта отрасли, пожелавшего остаться неназванным, речь идет о таких госкомпаниях, как, например, «Роснефть» и «Газпром нефть»: «У «Роснефти» около 50% производства — топливо стандарта «евро-2». Эксперт добавляет, что частные компании уже перешли на третий, четвертый и пятый классы. Так, в Москве бензин стандарта «евро-4» уже продается, в частности, на заправочных станциях «ЛУКойла», ТНК и BP.