Четвертым по счету заместителем нового главы МВФ Кристин Лагард может быть назначен представитель Китая Жу Мин, пишет в четверг со ссылкой на свои источники в фонде Wall Street Journal.
Жу Мин работал заместителем главы китайского ЦБ и занимал пост специального советника при прежнем руководителе МВФ Доминике Стросс-Кане, отстраненном от должности из-за обвинений в попытке изнасилования. Если китайскому финансисту удастся занять пост заместителя директора-распорядителя фонда, в его обязанности войдет, в частности, ведение заседаний совета организации в отсутствие Лагард. Теперь назначение Жу Мина должно быть одобрено советом директоров МВФ.
Накануне на своей первой пресc-конференции в качестве главы МВФ
Лагард уже заявила, что намерена обеспечить «адекватное представительство в фонде развивающихся стран». Лагард подчеркнула, что МВФ должен довести до конца реформы, призванные «улучшить управление фондом и обеспечить основным развивающимся странам и государствам с низким уровнем доходов большую роль в организации».
Француженка отметила риски перегрева развивающихся экономик, связанные прежде всего с высоким уровнем инфляции в этих странах, что наряду с долговыми проблемами развитых стран добавляет нестабильности мировой экономике.
Эксперты отмечают, что в случае назначения китайского представителя Азия получит второй высокий пост в МВФ. Первый из них уже занимает министр финансов Сингапура Тарман Санмугаратнам, который возглавляет Международный валютно-финансовый комитет (МВФК) — руководящий орган фонда. Ранее Китай добивался назначения своего представителя на один из руководящих постов, но эти попытки были блокированы Японией.
Назначение китайца замом Лагард — сугубо политическое решение, уверены эксперты. Фактически это место выделено в обмен на согласие развивающихся стран выбрать на пост главы фонда кандидата от Европы.
Представители БРИКС в ходе рассмотрения кандидатур на пост главы МВФ высказывали озабоченность тем, что пост директора-распорядителя и дальше будет занимать европеец. Подобные заявления противоречат словам президента Евросоюза Жана-Клода Юнкера, сказанным в 2007 году при избрании Стросс-Кана, напоминали представители БРИКС. Тогда он заявил, что «следующий директор-распорядитель, конечно, не будет европейцем» и что «в странах Европы и среди министров финансов ЕС все понимают, что Стросс-Кан, возможно, в обозримом будущем будет последним европейцем на посту директора-распорядителя МВФ». Тем не менее
большинство развивающихся стран поддержали кандидатуру Лагард. В том числе Россия. Но президент России Дмитрий Медведев при этом высказал пожелание, что заместителем главы фонда должен стать представитель стран БРИКС.
«Политика МВФ начала существенно меняться после кризиса, фонду пришлось признавать, что его подходы к реформированию были не совсем адекватны. Роль развивающихся стран существенно выросла», — говорит начальник аналитического департамента ГК «Альпари» Егор Сусин. Для развивающихся стран, в первую очередь Китая, это назначение будет означать большее влияние на принятие решений фонда, в том числе по предоставлению кредитов.
Но изменения расстановки сил и коренного пересмотра политики фонда в отношении развивающихся стран ждать пока не стоит.
Помимо европейцев лидирующие роли в фонде по-прежнему будут занимать американцы. Хотя в конце августа с поста первого заместителя главы МВФ и главы Международного банка реконструкции и развития (кредитное учреждение Всемирного банка) уходит американец Джон Липски, в фонде уверяют, что это место останется за США. Белый дом рассматривает кандидатом на этот пост советника американского президента по вопросам мировой экономики Дэвида Липтона.
55-летняя Лагард, занимавшая до последнего времени пост министра финансов Франции, приступила к исполнению обязанностей главы МВФ на этой неделе и стала первой женщиной на этом посту.