Задача по переходу на сбалансированный бюджет к 2015 году, скорее всего, не будет выполнена. «На ноль — нет, может быть, будет переходный период», — сказал в среду источник в правительстве. Сейчас в основных параметрах бюджета на ближайшие три года заложен дефицит в размере 2,7% ВВП в 2012—2013 году и снижении до 2,3% ВВП в 2014 году.
«Условия, которые сейчас эта трехлетка задала, скорее всего, приведут к тому, что реализовать это будет сложно», — пояснил источник. Речь идет о задачах, связанных с проведением реформы денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сокращением ставок социальных взносов.
По словам источника, из-за снижения ставки страховых взносов с 34% до 30% выпадающие доходы составят 236 млрд рублей в 2012 году и 276 млрд рублей в 2013 году.
Согласно основным параметрам бюджета на 2012—2014 годы, расходная часть в 2012 году составит 12,1 трлн рублей. Сейчас в бюджете на следующий год заложены расходы на уровне 11,2 трлн рублей. Таким образом, рост расходных обязательств составит 4%, из которых половина приходится на покрытие выпадающих доходов внебюджетных фондов. Оставшаяся половина будет направлена на модернизацию здравоохранения, увеличение расходов в оборонной сфере, повышение зарплат бюджетникам и другие принятые правительством обязательства.
В частности, около 100 млрд рублей может уйти на обеспечение перевода милиции общественной безопасности с регионального на федеральный уровень. «У нас растет доля на оборону и безопасность, Пенсионный фонд, в том числе из-за необходимости компенсировать выпадающие доходы», — подтвердил бюджетные приоритеты источник в правительстве. Расходы по статье «Национальная оборона» составят в 2012 году 1847,7 млрд рублей, в 2013-м — 2334,7 млрд рублей и 2014 году — 2 752,6 млрд рублей, следует из материалов на сайте правительства.
Объем бюджетных ассигнований на науку составит 254,7 млрд рублей (в 2013 году — 244,8 млрд рублей, в 2014 году — 199 млрд рублей), на здравоохранение — 498,8 млрд рублей (в 2013-м — 454,0 млрд рублей, в 2014-м — 445,0 млрд рублей), следует из материалов на сайте Белого дома.
В целом расходы на федеральные целевые программы вырастут на 3,8%, сообщил источник в правительстве.
К началу верстки бюджета в Минфин поступило очень много заявок на увеличение бюджетного финансирования — более 2 трлн рублей, говорится в материалах первого бюджетного совещания, которое прошло в начале июня. Тогда ведомство предлагало несколько вариантов балансировки бюджета. Согласно первому, расходы составляют 11,9 трлн рублей, если будут приняты меры по балансировке бюджета, по второму — 12,4 трлн рублей, если таких мер не будет.
Рост расходов был ожидаем, говорят эксперты.
«Год выборный, рост выглядит неминуемо, плюс появились возможности, поскольку цены на нефть принесли сюрприз», — замечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина.
По словам заведующего лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимира Назарова, «лавинообразное» наращивание расходов правительство начало проводить после того, как выросли цены на нефть: «В начале 2000-х годов мы проводили очень консервативную бюджетную политику и наращивание расходов было очень планомерным, по отношению к ВВП оно было очень умеренным. Но после роста цен на нефть и политических изменений расходы начали расти ускоренными темпами». «Сейчас, по идее, уже надо думать о том, как их снижать, а не увеличивать», — предупреждает эксперт.
По словам Пенухиной, небольшой дефицит не станет проблемой. «Вопрос — насколько нам нужен совсем бездефицитный бюджет, ведь госрасходы по-прежнему становятся важным инструментом стимулирования экономического роста», — замечает эксперт. Пенухина считает, что дефицит в 1—1,5% был бы оптимальным.