В понедельник глава Минтранса Игорь Левитин сообщил, что ведомство получило последние предложения Минэкономразвития об индексации тарифов на железнодорожные перевозки — закладывается рост на 6%.
Ранее Минтранс предлагал увеличить тариф на следующий год на 7,4%. Но при условии, что в тариф будет добавлена инвестиционная составляющая, — еще около 4%.
Это необходимо для прокладки новых путей, модернизации подвижного состава, аргументировали в ведомстве Левитина. Глава Минтранса в понедельник отметил, что министерство в любом случае будет настаивать на компенсации выпадающих доходов РЖД. Сумма компенсации будет зависеть от того, какую цифру роста тарифа утвердит правительство.
«При росте на уровне 7,4% для РЖД была заложена компенсация на уровне 40 млрд рублей», — заявил Левитин. При тарифе в 6% дыра в бюджете РЖД увеличится до 46 млрд рублей.
Запросы монополии существенно выше. В конце 2010 года РЖД настаивали на увеличении тарифов в 2012 году на 23%. Когда стало понятно, что на такой рост тарифов правительство не решится, глава РЖД Владимир Якунин предложил ввести с 2012 года инвестиционную составляющую в 3,4% в росте тарифов на грузовые перевозки и прибавлять ее к индексации тарифов.
Расходы РЖД только на организацию железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу 2018 года составят 830 млрд рублей. В эту сумму не входят затраты на высокоскоростные магистрали — еще около 5,5 трлн рублей.
Пересчитать тарифы естественных монополий на ближайшие три года в апреле поручил Владимир Путин. Тариф не должен превышать запланированный на текущий год уровень инфляции, рекомендовал премьер. В мае на съезде Союза машиностроителей России в Тольятти Путин подтвердил намерение правительства «найти разумный баланс между потребностями отрасли и опасным для экономики чрезмерным ростом тарифов».
Минэкономразвития прогнозирует в 2012 году инфляцию в 5–6%. Прогноз на 2013 год — 4,5–5,5%. В этих пределах должен быть рост тарифов.
Путин не скрывает, что ситуация для железных дорог может измениться. «В целом, пока во всяком случае, правительство склоняется к тому, чтобы принять решение по росту тарифов по инфляции. Окончательного решения не принято», — сказал премьер. Но министр экономического развития Эльвира Набиуллина посоветовала РЖД активнее привлекать частных инвесторов.
РЖД планируют продать в 2012 году 25% + 1 акцию «Трансконтейнера», оставив у себя блокирующий пакет. От сделки планируется выручить порядка 10 млрд рублей. Кроме того, совет директоров РЖД предварительно одобрил продажу 75% минус две акции Первой грузовой компании (ПГК) в III квартале 2011 года. Пакет оценен в 115,5 млрд рублей.
Всего от приватизации РЖД планирует выручить в 2011–2012 годах порядка 200 млрд рублей.
По мнению экспертов, в таких условиях ограничение роста тарифов РЖД — логичное решение правительства. «Среди главных причин, препятствующих бизнесу, сам бизнес называет рост налогов и неумеренный рост тарифов РЖД», — говорит аналитик МДМ Банк Михаил Зак.
По его мнению, 40–45 млрд рублей — «относительно небольшая сумма для РЖД».
«Монополия каждый год берет из бюджета компенсации за сдерживание тарифов, хотя сама в состоянии закрыть дыру в инвестплане за счет выпуска облигаций и активной продажи активов, в первую очередь приватизации пакетов «дочек».
Руководитель исследовательского центра InfraNew Алексей Безбородов считает, что заявка РЖД на компенсацию выпадающих доходов из бюджета не имеет четкого экономического обоснования. «С 1974 года монополия ведет с правительством игру в коэффициенты и проценты, но экономического обоснования роста тарифов я не видел», — скептичен Безбородов.