Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) во вторник вечером избрал Кристин Лагард на должность исполнительного директора МВФ и председателя исполнительного совета на пять лет начиная с 5 июля 2011 года. 55-летняя Лагард станет первой женщиной во главе МВФ. Ей не привыкать к роли первопроходца: она была первой женщиной — министром финансов среди стран «большой семерки», первой женщиной, руководившей Baker & McKenzie LLP, пятой в мире по уровню доходов юридической компанией.
Пост главы МВФ оказался свободным раньше срока из-за ареста бывшего руководителя фонда Доминика Стросс-Кана по обвинению в попытке изнасилования горничной отеля. Стросс-Кан был отстранен от должности в мае 2011 года, тогда как срок его полномочий истекал летом.
Победа министра финансов Франции Лагард не стала сенсацией и продолжила традицию назначения на этот пост представителя европейской страны. В ходе предвыборной кампании Лагард заручилась поддержкой таких стран, как Китай, Бразилия, Россия, США.
Сначала развивающиеся страны отвергали ее кандидатуру, настаивая, что в этот раз МВФ должен возглавить неевропеец. Россия сначала вместе со странами СНГ поддержала кандидатуру представителя Казахстана.
Но страны БРИК не смогли найти общего кандидата. Глава Центрального банка Казахстана Григорий Марченко отказаться от участия в борьбе за пост, объяснив, что у него нет шансов. Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что «госпожа Лагард, безусловно, достойна того, чтобы возглавить МВФ». В итоге при голосовании Россия поддержала Лагард, рапортовал во вторник министр финансов Алексей Кудрин.
На итоговом голосовании конкуренцию Лагард составил только глава центробанка Мексики Августин Карстенс. Бывший министр финансов ЮАР Тремор Мануэль сам отказался от участия в гонке, а глава центробанка Израиля Стэнли Фишер не был включен в этот список из-за превышения возрастного ценза в 65 лет (ему 67).
Лагард получила поддержку развивающихся стран, пообещав подтолкнуть реализацию соглашений 2010 года, повышающих их роль в управлении МВФ, и сделать Китай третьей по значению силой.
Она заверяла, что ослабит влияние европейских экономик, сократив их представительство в исполнительном совете. Лагард также делала заявления о необходимости слома гендерных стереотипов, предрассудков в отношении происхождения и академической образованности. В МВФ 45,5% штата составляют женщины, но в руководящем аппарате их только 21,5%. Число сотрудников из развивающихся стран сам фонд в отчете за 2010 год называет «неприемлемо низким». «Сейчас средний сотрудник фонда — это мужчина-экономист из США или Европы. И побочные эффекты этого крайне велики», — согласен профессор международных отношений Бостонского университета Кевин Галахер.
Первый и главный вызов, стоящий перед Кристин Лагард, — решение проблемы долгового кризиса в Греции. При этом у новой главы МВФ будет непростая роль: европейской ставленнице придется дистанцироваться от назначившей ее Европы.
«Основная задача Лагард на новом посту — так управлять помощью МВФ в греческом долговом кризисе, чтобы, с одной стороны, предотвратить распространение проблемы на другие страны, а с другой — не быть обвиненной в пристрастности»,
— говорит бывший сотрудник МВФ, старший научный сотрудник Брукингского института в Вашингтоне Эсвар Прасад. Сейчас, по его словам, «МВФ в какой-то мере наблюдатель во всей этой греческой истории, хотя его роль велика». Лагард должна помочь фонду занять «более активную позицию». «Самая сложная задача» Лагард — сохранить беспристрастность МВФ при решении греческого вопроса, считает и глава Ashmore Investment Management Джером Баф. «Если у Греции не будет надежного, эффективного плана стабилизации долгов, исчезнут все основания для дальнейшего кредитования», — объясняет он. Оба эксперта считают задачу по недопущению дефолта в Греции невыполнимой.
«Лагард нужно сбалансировать позицию МВФ между обязательствами перед Европой и интересами всего остального мира», — говорит бывший советник по экономическим вопросам ЕС, глава научно-исследовательского института Bruegel в Брюсселе Жан Писани-Ферри.