Вероятность нового глобального экономического кризиса — 30%, говорит Нуриэль Рубини, профессор Нью-Йоркского университета, называя конкретный срок — 2013 год. Он описывает этот сценарий термином perfect storm — «идеальный шторм»: «редкое стечение обстоятельств» и «ураган максимальной разрушительной силы».
Рубини предсказал кризис 2007 года.
«Уже сейчас налицо признаки слабости, — приводит агентство Bloomberg слова экономиста. — Все продолжают идти по пути увеличения государственного и частного долга. Груз становится все более тяжелым, и все эти проблемы дадут о себе знать самое позднее в 2013 году».
Рубини указывает на ряд факторов, которые способствуют новой волне кризиса. Это замедление роста мировой экономики.
Во второй половине 2011 года замедление будет очевидным на фоне «продолжающегося процесса избавления от заемного капитала», сворачивания стимулирующих программ и ослабления доверия потребителей и бизнеса к экономике.
Кроме того, Рубини считает, что возможно «восстание на рынке гособлигаций США». Доверие инвесторов к американской экономике огромно, но не безгранично, считает эксперт.
Еще один фактор риска — бюджетная политика США. «В этом году дефицит нашего бюджета превышает $1 трлн, то же самое будет в следующем году и, возможно, в 2013-м», — заявил экономист.
В Европе чиновникам необходимо провести реструктуризацию долга Греции, Ирландии и Португалии. Откладывание этой проблемы лишь обострит кризисные явления и может привести к распаду зоны евро и выхода из Евросоюза наиболее слабых участников, считает Рубини. После анализа возможных вариантов разрешения долгового кризиса в Европе Рубини приходит к выводу, что единственный выход — возврат к национальным валютам.
Серьезную проблему для мировой экономики может представлять и резкое замедление темпов роста экономики Китая.
Рубини полагает, что Китай может не справиться с проблемой «плохих кредитов» и простаивающих мощностей, которые появились в результате чрезмерных инвестиций в основной капитал.
Китайской экономике необходимо «сокращение инвестиций в основной капитал и рост потребления. Иначе спад после 2013 года неизбежен», резюмирует Рубини.
Эксперт отметил, что рост опасений относительно темпов роста мировой экономики может спровоцировать повышенный интерес к доллару в качестве защитного актива.
Пессимизм Рубини разделяет президент США Барак Обама. Он заявил во вторник, что в мире может разразиться очередной финансовый кризис, если американский конгресс не изменит порог максимально допустимого госдолга страны.
«Долг Америки — это фундамент не только нашей жизни, но и всей финансовой системы мира. Вероятно, нас ждет повторение кризиса, если мы подойдем слишком близко к черте. Поэтому нам всем надо сильно постараться», — сказал Обама, выступая на телешоу Today, которое транслирует телеканал NBC.
Предельный уровень госдолга к ВВП устанавливается конгрессом и составляет сейчас $14,294 трлн. Этой отметки долг США достиг еще в середине мая. Ранее конгресс трижды одобрял повышение лимита, так как средства требовались на борьбу с экономическим кризисом. Но сейчас конгрессмены считают, что экономика США восстанавливается и необходимо сокращать госрасходы, не раздувать госдолг и дефицит бюджета.
Всемирный банк прогнозирует, что мировая экономика в 2011 году вырастет на 3,2%, замедлившись с 3,8% в 2010 году. Замедление в группе развитых стран с 2,7% до 2,2% в этом году, как ожидается, произойдет в связи с падением ВВП Японии, вызванным последствиями землетрясения и цунами в марте этого года. Экономика США в 2011 году вырастет на 2,6%, в 2012 году — на 2,9%. К 2013 году рост экономики замедлится до 2,7%. Совокупный госдолг США, Японии и 17 стран, входящих в еврозону, уже преодолел отметку в 90% ВВП.
Рост ВВП в Центральной Азии снизится с 5,2% в 2010 году до 4,7% в 2011 году. В следующие два года экономика региона будет расти темпом 4,5%.
«Доктор фатум» часто ошибается, напоминает главный экономист финансовой корпорации «Открытие» Владимир Тихомиров. «Рубини предрекал «вторую волну» кризиса в 2009 и в 2010 годах. Не сбылось. Он излишне пессимистичен и теперь указывает новую дату краха мировой экономики — 2013 год», — говорит Тихомиров.
«Если бы можно было научиться предсказывать дату очередного кризиса, то легко было бы прославиться не просто как «известный экономист», а как великий пророк», — иронизирует главный экономист BNP Paribas по России и СНГ Юлия Цепляева.
«Проблема в том, что структурных изменений в экономике не произошло, ЦБ и правительства большинства стран, столкнувшись с кризисом, выбрали метод отодвигания проблем, а не решения их. Риски накапливаются», — говорит Цепляева.
Если экономика Китая замедлится до 8,5% ВВП, тогда это негативно отразится на глобальной экономике, но такое вряд ли возможно, считает Цепляева.
«Рост китайской промышленности замедлился с 14,1% в начале года до 13,3% в мае, а инвестиции составили 25,8%, это выше, чем в 2010 году (23,8%). Я бы не сказал, что это замедление уже можно считать значимым», — говорит ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александр Апокин.
Долговые проблемы Европы — действительно существенный риск, отмечает Тихомиров. «Долги компаний стали госдолгом, но теперь властям еврозоны придется дать больше свободы бизнесу, чтобы тот создавал новые рабочие места и активнее восстанавливал экономику», — говорит экономист. Но, по его мнению, у правительств и ЦБ развитых стран теперь «имеется достаточный опыт, чтобы не допустить развития самого жесткого сценария».