Минфин может обязать госкомпании отчислять резервы под внешние займы, «если возникнет такая необходимость», заявил замминистра финансов Сергей Сторчак. Если компания захочет привлечь кредит за рубежом, то часть этих средств ей придется разместить на счетах Центробанка.
«Будем требовать определенную часть приобретаемых ссуд размещать на нулевые счета (с нулевой ставкой - «Газета.Ru») в ЦБ», — пояснил Сторчак.
Конкретных параметров подобных сделок Минфин определять не будет, отметил Сторчак. «Никто не собирается вмешиваться в финансовые характеристики заимствований, который они осуществляют», — сказал замминистра. По словам Сторчака, пока что Минфин рассматривает общие подходы, «связанные с администрированием, с использованием административного рычага» в сфере внешних заимствований госсектора. «Компании рассказывают нам, как у них идет процесс формирования заемных программ», --пояснил он.
Минфин мониторит заимствования госкомпаний. В октябре прошлого года министр финансов Алексей Кудрин говорил, что ведомство может перейти от наблюдения к контролю за крупными займами в госсекторе. Тогда госкомпаниям потребуется согласие Минфина на получение крупных кредитов.
Недовольство властей тем, что компании особенно с госучастием, наращивают внешние займы проявилось в кризис. Отягощенные критическим объемом долгов госкомпаний, неоднократно повторял Кудрин, — «это болевая точка экономики». Привлеченные на внешних рынках займы - валютные. В случае девальвации рубля госкомпании не смогут расплатиться по ним.
Когда разразился кризис, компаниям и банкам пришлось быстро распродавать активы, чтобы погасить долги, напоминает главный экономист по России и СНГ «Ренессанс капитала» Иван Чакаров. «В ситуацию пришлось вмешаться правительству, помогая корпорациям в валютообменных операциях. Теперь Минфин хочет избежать повторения подобной ситуации, то есть фактически ограничить возможность заимствования на внешних рынках», — рассуждает Чакаров.
На 1 января 2011 года внешний долг российских корпораций составлял $488,7 млрд, из который на долю госбанков приходилось $63,4 млрд, а на долю госкомпаний – $89,6 млрд. До кризиса долги быстро росли и перевес по темпам роста внешних займов был на стороне частного сектора, говорит главный экономист по России и Казахстана ING Дмитрий Полевой. В кризис ситуация изменилась. За прошлый год внешний долг госсектора в целом вырос на $18,2 млрд, из которых около $13,3 млрд привлекли госбанки и $4,5 млрд - госкомпании. По частному сектору рост долга составил всего $3,1 млрд на фоне роста задолженности частных банков и ее снижения у частных нефинансовых компаний.
Власти пытаются извлечь урок из кризиса, считает Полевой. «Нет сомнения в том, что регулироваться должны именно госкомпании во-первых потому что госбанки и госкомпании в сырьевом секторе всегда были основными заемщиками. Во-вторых, у государства гораздо больше права и возможностей контролировать их по сравнению с негосударственными корпорациям. При этом разумеется госкомпании будут находится в несколько менее выгодном положении чем частные, что совершенно правильно – за большие возможности нужно чем то расплачиваться», — рассуждает эксперт Антон Табах, старший аналитик дирекции анализа долговых инструментов «Уралсиб кэпитал».
Но сейчас меры Минфина не актуальны, признают эксперты. Компании привлекают меньше зарубежных кредитов чем до кризиса. Дешевле занимать рубли и своповать их в доллары, объяснил Полевой. «Более того, тот факт, что из $18 млрд прироста суммарного внешнего долга в 2010 году около $13,3 млрд. пришлось на банки и лишь $4,5 млрд. на другие госкомпании, говорит о том, что логично было бы начинать контроль именно с госбанков, особенно в свете постоянного увеличения их рыночной доли», — считает экономист.
«На повестке дня вообще стоит борьба с оттоком капитала. Тут происходит работа на перспективу - государство обзаводится инструментарием к будущим кризисам», — говорит Табах.
В Минфине признают, что «пока такой необходимости нет, но она может появиться». «И как Резервный фонд в свое время оказался удобным инструментом для властей, также мы хотели бы, чтобы на будущее в случае возникновения чрезмерных рисков для стабильности всей финансовой системы мы хотели бы иметь возможность резко вмешаться», — пояснил Сторчак.
Резервирование займов госкомпаний, вряд ли будет эффективной мерой, считает Чакаров. «Подобные меры будут носить косметический характер. Не думаю, что государство на самом деле не так уж хочет ограничить корпоративные заимствования, я лично не верю в это. У властей пока нет единого мнения на этот счет, следовательно, шанс для строгих ограничений внешних заимствований невелик», — аргументирует экономист.