Экспертная группа, дорабатывающая «Стратегию-2020» по направлению «налоговая политика», внесет в правительство предложения по реформе страховых взносов до конца недели, сообщили в понедельник члены группы.
С 2011 года страховые взносы, которые бизнес отчисляет в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования, выросли с 26% до 34% из-за необходимости поднимать пенсии и модернизировать здравоохранение. Ответом бизнеса стал переход в тень. «До увеличения страховых взносов в среднем около 20% зарплат платились по серым схемам. В сентябре 2010 года этот показатель увеличился на 2%, а к концу марта 2011 зарплаты в конвертах показали двукратный рост», — заявил президент общероссийской организации «Деловая Россия», соруководитель экспертной группы Александр Галушка, на заседании экспертной группы.
Тенденцию заметили и экономисты. «Мы сохраняем отрицательную оценку по собираемости страховых взносов. Пенсионный фонд недособрал 8—10% именно из-за ухода в тень, а не других макроэкономических факторов», — добавляет заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров.
По оценкам института, сокращение поступлений в бюджет по налогу на прибыль, по налогу на доходы физлиц и увеличения расходов на бюджетников из-за роста ставки нейтрализуют эффект от ее повышения на 40%.
«Мы пытаемся из экономики достать один рубль, но 40 копеек сразу исчезают», — сетует Назаров. Кроме того, по оценке Минэкономразвития, повышение страховых взносов до 34% приведет к замедлению темпов роста ВВП в 2011 году на 0,5—0,7%. Согласно данным Росстата, инвестиции в основной капитал в первом квартале уже снизились на 1,5%.
В марте президент Дмитрий Медведев предложил вернуть ставку к значениям, близким к прежним (26%), а премьер-министр Владимир Путин поручил правительству найти возможности для снижения взносов. До 1 июня предложения должны поступить президенту.
Экспертная группа предлагает вернуть ставку страховых взносов на уровень 26%, расширить порог годовых зарплат, с которых берутся взносы, с 463 тысяч до 660 тысяч рублей, все, что свыше, обложить налогом в 5%. Чистые потери бюджета к 2015 году в случае принятия такого сценария составят 434 млрд рублей, следует из расчетов экспертной группы. Если же порог будет увеличен до 1,5 млн рублей, что ранее озвучивали в Минфине, то потери бюджета составят 300 млрд рублей.
Покрыть эту разницу могут дополнительные доходы от повышения акцизов на табак и алкоголь. По оценкам Российской экономической школы, если акцизы на табак к 2015 году будут увеличены до среднеевропейского уровня, то это принесет государству 745 млрд рублей. Повышение акцизов на крепкий алкоголь и пиво к 2014 году даст бюджету почти 358 млрд рублей, подсчитали в Институте Гайдара. «В результате мы можем закрыть выпадающие доходы бюджета, выполняем социальные обязательства, но при этом не получаем эффекта ухода зарплат в тень, замедления экономики и оттока капитала из России», — говорит Галушка.
Кроме того, необходимо отказаться от льгот по ставке, предоставленных некоторым видам бизнеса: ИТ-компаниям, малым предприятиям при вузах, организациям и индивидуальным предприятиям, имеющим статус резидентов особых экономических зон, а также организациям со статусом участника проекта «Сколково», предлагают эксперты.
«Если в 2009 году льготы были для трех категорий деятельности на срок до четырех лет и ставке более 20%, то уже в 2010 году добавились еще пять категорий, а срок увеличен до девяти лет и ставка снижена до 14%. Чем выше ставка, тем больше желания у лоббистов получить льготу и тем меньше возможности у власти этому противостоять», — говорит Назаров.
Недовольны эксперты и обсуждаемым сейчас в правительстве решением понизить ставку до 16—18% только для неторгового малого бизнеса, а для среднего и крупного сохранить на уровне 34%. «Подобная система не стимулирует малый бизнес становиться средним: ему построили парничок, но, как только из него выходишь, лишаешься льгот. Если для малого бизнеса снизить до 16%, это будет стимулировать средний бизнес дробиться и становиться малыми предприятиями», — уверен Галушка.
«Возвращение страховых взносов к 26% было бы идеальным для 2011 года. Но, когда мы видим существенное ухудшение инвестклимата, подрыв доверия бизнеса к правилам игры, видим уход в тень, продуктивным будет более решительное снижение», — говорит Назаров.
По словам эксперта, в этом случае дефицит бюджета можно покрыть за счет расширения программы приватизации.
«Ставка 26% достаточно консервативна, возможно — до 22% и ниже, но тогда необходимо принимать решение о дополнительном налогообложении сырьевого сектора», — добавляет руководитель направления «Макроэкономика и финансы» Института Гайдара Сергей Дробышевский.