«Тверской районный суд города Москвы санкционировал заочный арест бывшего президента Банка Москвы Андрея Бородина, обвиняемого в превышении должностных полномочий, и его заместителя Дмитрия Акулинина», — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь суда Екатерина Ильина.
Срок ареста в постановлении не указан — он будет определен после того, как обвиняемые будут доставлены в правоохранительные органы.
Слушания по делу Бородина длились до позднего вечера среды. Адвокат банкира Михаил Доломанов попросил время на ознакомление с материалами дела.
«Обвиняемый не был проинформирован о дате, месте и времени судебного заседания. Я сам узнал об этом случайно, — сказал на заседании Доломанов. — В таких условиях он лишен возможности реализовать целый ряд своих прав. С учетом того, что Бородин не извещен должны образом о заседании, прошу отложить его на пять дней». Но судья отклонила эти ходатайства, дав адвокату час для ознакомления с материалами дела.
Защитники Акулинина на заседании не присутствовали: один из них находится в отпуске, а причина неявки второго неизвестна. Для соблюдения прав обвиняемого для участия в деле судом был приглашен бесплатный адвокат.
Согласно закону, у защиты есть три дня для обжалования решения.
В среду также стало известно, что бывшие топ-менеджеры Банка Москвы объявлены в международный розыск по обвинению в содействии в выдаче банком кредита с сомнительным обеспечением. «В связи с тем что Бородин скрывается за границей и не является к следователю, он объявлен в международный розыск», — заявили в Следственном комитете при МВД.
По данным следствия, банк выделил 12,76 млрд рублей в 2009 году в виде кредита ЗАО «Премьер Эстейт», которое потратило их в разгар финансового кризиса на выкуп земли на западе Москвы у структур жены бывшего мэра Москвы Елены Батуриной. Полученные средства Батурина использовала для погашения банковских кредитов, утверждает следствие. Фигуранты дела вину отрицали.
В Национальном центральном бюро (НЦБ) Интерпола пока не располагают документами, необходимыми для объявления в международный розыск Бородина и Акулинина. «К нам пока не поступали запросы на объявление этих лиц в международный розыск», — сказали в ведомстве «Интерфаксу». В случае обнаружения Бородина и Акулинина на территории государства — участника Интерпола правоохранительные органы обязаны их задержать и уведомить об этом Россию. После этого запускается процедура документального оформления экстрадиции задержанных.
Сейчас экс-менеджеры Банка Москвы находятся в Лондоне. Бородин говорил, что уехал туда 25 марта на лечение. По информации источника «Интефакса», у него был нервный срыв. «В настоящее время Бородин проживает в Лондоне по известному следствию адресу по медицинским причинам. По этим же причинам он не может прилететь в Москву», — объяснил Доломанов.
Но после сообщения Следственного комитета сам Бородин сообщил РИА «Новости», что покинул Лондон. «Я не в Лондоне и точно не в России», — сказал он, не уточнив, где именно он находится.
Бородин бессменно возглавлял Банк Москвы с момента создания в 1995 году. После смены московского правительства о намерении приобрести городской банк заявил государственный ВТБ. 22 февраля ВТБ купил пакет московского правительства (46,48% БМ) за 103 млрд рублей. Бородина и его советника Льва Алалуева — владельцев около 20% акций банка — не устроила оценка бизнеса.
В результате корпоративного конфликта Бородин продал акции Виталию Юсуфову, сыну бывшего министра энергетики России и спецпредставителя по международному энергетическому сотрудничеству Игоря Юсуфова. Средства для покупки в $1 млрд Юсуфов взял в виде кредита в Банке Москвы. Сам Бородин неоднократно говорил, что продал пакет с дисконтом.
Бородин был признан обвиняемым, и ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу закономерно, говорят юристы. «В соответствии с международно-правовыми нормами для сотрудничества в области уголовного процесса, в частности выдаче обвиняемого, требуется решение суда о заключении под стражу», — говорит партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
В экстрадиции Бородина юристы сомневаются. «Лондон откажет российской Генпрокуратуре в выдаче российского гражданина. Мотивировка при этом может быть стандартной: уголовное преследование Бородина носит политический, а не правовой характер», — говорит Липатов.
Сейчас в Англии проживают российские бизнесмены, в отношении которых ранее выносились аналогичные решения. Это предприниматель Борис Березовский, экс-глава «Евросети» Евгений Чичваркин, несколько менеджеров обанкроченного нефтяного концерна ЮКОС. Березовского суд Великобритании признал политическим эмигрантом. «По Чичваркину дело об экстрадиции до конца не дошло, так как другие фигуранты по этому делу были оправданы российским судом, что повлекло за собой прекращение уголовного дела в отношении Чичваркина», — напоминает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов.
Ранее Бородин говорил, что планирует вернуться в Россию, и не исключал скупки акций ВТБ на открытом рынке с целью войти в органы управления госбанка как представитель миноритарных акционеров. «В этом вопросе он показал себя несгибаемым», — говорит источник в окружении банкира.
Опрошенные юристы полагают, что цель заочного ареста — вынудить Бородина отказаться от планов вернуться в Россию.
У бывшего главы Банка Москвы есть активы в различных сферах экономики. Начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий в числе аффилированных с Бородиным структур называет «Столичную страховую группу» (включает в себя более 10 страховых компаний, в том числе МСК), лесопромышленную группу «Инвестлеспром» (в холдинг входит завод по производству фанеры в Кирове, на котором в прошлом году побывал президент Дмитрий Медведев), винно-водочные активы (КИН, Московский винно-водочный завод, «Колораш» в Молдавии, «Корнет» в Москве и т. д.), группу компаний в сельском хозяйстве «Терра-инвест», строительные активы («Спецстрой-2»), полиграфическое объединение «Печатники» и Тушинский машиностроительный завод.
Таким образом, Бородин лишается возможности непосредственно принимать участие в защите своих активов, говорит Липатов. А Осадчий прогнозирует «национализацию предприятий в форме перехода к ВТБ».
«Если суд установит, что действия прежнего топ-менеджмента носили противоправный характер, мы, безусловно, рассчитываем, что виновные понесут заслуженное наказание, a акционеры банка получат возмещение ущерба», — передают «РИА Новости» сообщение ВТБ, мажоритарного акционера столичного банка.