Банки-организаторы и продающие акционеры оценили «Яндекс» в $6–7 млрд перед IPO, сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» источник в финансовых кругах. Другой источник агентства в одной из управляющих компаний сказал, что Deutsche Bank (один из организаторов размещения) оценил «Яндекс» в $6,4 млрд без учета допэмиссии в рамках IPO. Эта оценка близка к нижней границе диапазона в $6—9 млрд, который назывался разными источниками ранее.
Крупнейший российский интернет-поисковик «Яндекс» официально объявил о подготовке к размещению акций на американской бирже Nasdaq 28 апреля. IPO запланировано на май. Организаторами размещения «Яндекса» стали банки Deutsche Bank, Morgan Stanley и Goldman Sachs.
По мнению Bank of America-Merrill Lynch, «Яндекс» может выручить более $1 млрд. В ходе IPO будут проданы бумаги зарегистрированной в Голландии Yandex N.V. Также продавцами выступят акционеры компании. Планируется и допэмиссия. В самом «Яндексе» не раскрывают объем размещения и распределения между допэмиссией и продажей существующих бумаг. Источники, близкие к размещению, сообщили «Газете.Ru», что инвесторам будет предложено 10—20% акций, но «точный пакет и распределение выставляемых долей акций пока не определены».
Оценка «Яндекса» вблизи нижней границы коридора продиктована желанием организаторов успешно провести IPO,
считает аналитик по телекому «Атон» Ирина Скворцова. В середине апреля от выхода на биржу отказался крупнейший в России сотовый ритейлер «Евросеть», напоминает эксперт. При подготовке к IPO «Евросеть» несколько раз снижала оценку компании, но книга заявок все равно оказалась заполнена только на 8,5%.
Главная проблема большинства российских IPO — излишнее рвение владельцев компании получить по максимуму от размещения, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. «Завышенные оценки организаторов слишком часто приводят к тому, что после размещения цена акций компаний идет вниз вместо того, чтобы обеспечивать новым акционерам доход от положительной переоценки», — рассказывает эксперт. В частности, потенциальные инвесторы учитывают опыт размещения Mail.Ru: с момента IPO в ноябре прошлого года акции компании снизились более чем на 20%, говорит эксперт.
«Мало кто готов сейчас платить премию существующим владельцам за право получить бумаги с неоднозначным потенциалом роста цены»,
— констатирует он. С момента размещения Mail.ru, когда выход известной компании на рынок вызвал большую переподписку, активность инвесторов снизилась, подтверждает Скворцова. «Если исходить из операционной выручки, «Яндекс» выглядит чуть менее перспективно, чем Mail.ru, который торгуется из расчета в $5,4 млрд», — считает она.
«По нашей оценке, чистая прибыль «Яндекса» в 2011 году будет больше $200 млн, рост её превысит 50%, а оценки интернет-компаний зависят именно от роста чистой прибыли», — считает аналитик по телекому ФК «Открытие» Тибор Бокор. По его мнению, нижнюю оценку «Яндекса» стоит рассчитывать, умножая этот показатель на 30, что как раз дает сумму в $6 млрд. «Но даже при цене в $6,5–7 млрд IPO будет очень успешным, и инвесторы будут активно вкладывать деньги в компанию, ожидая роста акций после размещения», — уверен аналитик. В качестве доказательства Бокор приводит «огромный» интерес инвесторов к китайскому поисковику Baidu, торги акциями которого начнутся на Нью-Йоркской фондовой бирже 4 мая. «При этом Baidu торгуется, исходя из оценки компании, в 55 раз превышающей её чистую прибыль», — говорит эксперт.