Экономика Китая уже в 2016 году может обойти ВВП США в реальном выражении, сообщило издание MarketWatch со ссылкой на последние данные Международного валютного фонда (МВФ). Доля ВВП США в мировой экономике к 2016 году опустится до 17,7%, а Китая вырастет до 18%. Хотя еще 10 лет назад экономика США была в три раза больше, чем экономика КНР.
Экономика США вышла на первое место в мире в 1890-х годах, сместив предыдущего лидера ― Великобританию, и с тех пор не сдавала позиций. Но вот уже несколько лет экономисты в один голос прочат грядущую смену мирового экономического лидера. Правда,
до сих пор эксперты полагали, что на это понадобится не менее 15 лет.
В докладе по итогам 2009 года инвестбанк Goldman Sachs заявил, что Китай выйдет на первое место в 2027 году, а к 2030 году ВВП КНР превысит американский вдвое и составит 24% общемирового валового продукта. В докризисном 2008 году в исследовании PricewaterhouseCoopers отмечалось, что китайский ВВП обгонит американский к 2025 году, а к 2050-му китайская экономика будет на 29% больше американской.
Расчеты МВФ отличаются тем, что фонд опирается не на рыночные курсы национальных валют, а на так называемый паритет покупательной способности (ППС). Этот показатель учитывает реальный вес валюты внутри страны, то есть объем товаров и услуг, которые можно на нее приобрести.
Такой подход может считаться более справедливым, поскольку курс китайского юаня искусственно занижен, объясняет МВФ.
ВВП Китая, рассчитанный по ППС, вырастет к 2016 году с текущих $11,2 трлн до $19 трлн, подсчитал фонд. В то же время ВВП по ППС США вырастет за пять лет с $15,2 трлн только до $18,8 трлн.
С учетом обменных курсов экономика США сохранит лидерство: сейчас она на 130% больше китайской и будет все еще больше на 70% в 2016 году, отмечают в МВФ.
Эксперты признают, что расчет по ППС может быть более справедливым, но не факт, что в этом случае мир ждет смена экономического лидера уже через пять лет. «В последнее десятилетие Китай стремительно догоняет США по размеру экономики, поэтому высок соблазн экстраполировать этот тренд на будущее, ― замечает замруководителя аналитического департамента «Совлинка» Ольга Беленькая. ― Но уровень развития экономики определяется отнюдь не только абсолютным ее размером: по ВВП на душу населения, например, Китаю еще очень далеко до развитых стран. Во-вторых, рост экономики на 8―10% в год не может быть устойчивым, рано или поздно она «перегревается», что часто кончается кризисом и переходом к более сбалансированной модели роста. Так что есть опасения, что до 2016 года мы еще можем увидеть «мягкую» или «жесткую» посадку китайской экономки».
Но, если прогноз оправдается, этот факт не порадует никого, кроме самого Китая, предупреждает главный советник по азиатским вопросам вашингтонского Центра стратегии и международных исследований Виктор Ча: не только США и Европу, но даже Азию. «Регион по большей части начал относиться к США так, как никогда раньше, ― отмечает он. ― Если первенство США рассматривается азиатскими государствами как привычное и необременительное, то гегемонии Китая они опасаются, считая, что она может носить недоброжелательный и хищнический характер».