«Роснефть» и «Транснефть» могут подать в суд на китайскую компанию CNPC. Агентство «Интерфакс», со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров компаний, передает, что проблемы возникли из-за недоплаты за российскую нефть, поставляемую в Китай по ответвлению нефтепровода ВСТО. По контракту, заключенному компаниями, такого рода споры должны решаться в суде Лондона.
В общей сложности с начала года китайцы недоплатили около $95 млн (порядка 6% от общей суммы). В результате у «Транснефти» появилась задолженность перед «Роснефтью» за сырье, закупаемое трубопроводной монополией для поставок. Кроме того, как сообщается, к компаниям могут предъявить претензии контрольные органы, в связи с тем что суммы, полученные за поставки нефти, указанные в таможенных декларациях, отличаются от сумм, реально переведенных на счета.
Сейчас «Транснефть» отказывается комментировать ситуацию, однако на прошлой неделе представитель компании Игорь Демин подтверждал, что разногласия с CNPC по вопросу цены действительно имеют место. По словам Демина, в 2009 году, когда заключался контракт, было принято решение о привязке формулы цены к цене нефти в портах Новороссийска и Приморска, с учетом котировок агентств Platts и Argus. На момент заключения контракта терминал в Козьмино (нынешняя конечная точка ВСТО), откуда нефть танкерами поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, еще не был построен, однако со следующего года цена нефти для Китая будет привязана именно к цене в Козьмино.
Демин подчеркнул, что в заключенном в 2009 гоуд договоре была прописана формула цены. «Теперь китайские партнеры сочли ее несправедливой и начали проводить действия в одностороннем порядке, — сказал представитель «Транснефти». — Китай также считает, что неправильно определена стоимость транспортировки. Но у нас есть договор, его надо выполнять. Мы можем дискутировать по договору, но пока его надо придерживаться».
Цену китайских поставок «Транснефть» не раскрывает, по оценкам участников рынка, в марте она составляет чуть более $100 за баррель, примерно на уровне $104, то есть около $760 за тонну. Ранее СМИ сообщали, что Китай недоволен так называемым параметром Т — стоимостью транспортировки нефти по российской территории, включенная в итоговую цену. Для ВСТО она составляет 1,8 тысяч рублей за тонну, однако CNPC считает, что транспортировка стоит дешевле.
По словам источника «Интерфакса», в данный момент цена нефти, поставляемой по ВСТО оказалась выше, чем если бы она поставлялась по железной дороге, и CNPC пытается добиться скидки в 2–3%.
Учитывая, что по контракту Россия должна поставлять в Китай 15 млн тонн в год, при текущих ценах такая скидка позволит CNPC ежегодно экономить более $340 млн.
«В любом случае есть контракт, в котором прописаны все условия, — напоминает аналитик «ВТБ капитала» Лев Сныков. — Согласно контракту и будет решаться этот вопрос».