Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов, принятая в 2007 году, не является приоритетом для нынешних властей Москвы, сообщил в понедельник «Интерфаксу» источник в мэрии, знакомый с ситуацией. В приоритете у мэра Сергея Собянина другие направления.
«Новые власти взяли курс, в первую очередь, на решение транспортных проблем, модернизацию здравоохранения, сохранение социальных гарантий малообеспеченным москвичам, а также капремонт учреждений здравоохранения, культуры и других социальных объектов», — рассказал собеседник агентства.
Экономить на капремонте столичную мэрию вынуждает нехватка денег. «Бюджет Москвы в 2010 и 2011 году дефицитный, власти вынуждены брать бюджетные кредиты на его покрытие», — пояснил собеседник агентства. Вторая причина — удорожание стоимости ремонта одного квадратного метра. «Смета ремонта из расчета 2,5 тысячи рублей за 1 кв. метр нереальна. Этот показатель был увеличен до 8,5 тысячи рублей, а при нынешних темпах инфляции он составляет 9 тысяч рублей», — сообщил источник.
Ранее семилетняя программа капремонта была оценена в 490 млрд рублей. Теперь на нее потребуется втрое больше — 1,5 трлн рублей, подсчитали в мэрии. «А это, между прочим, годовой бюджет Москвы в докризисные годы», — отметил источник.
В этом году мэрия планирует отремонтировать более 100 домов, по которым аукционы прошли еще в прошлом году. «Это все!» — подчеркнул собеседник агентства. Также придется устранять недоделки в 150 ранее отремонтированных домах.
Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения. А также ремонт и утепление фасадов — планировалось подтянуть их до соответствия стандартам энергоэффективности.
Программа была принята в 2007 году и рассчитана на 2008—2014 годы. Предполагалось отремонтировать 117,5 млн кв. м (общая площадь многоквартирных домов Москвы составляет 213,2 млн кв. м). Это 14 тысяч домов постройки до 1991 года — именно в этом году был принят Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в РФ», и московские власти взяли на себя обязательство капитально отремонтировать многоквартирные дома, прежде чем жильцы станут собственниками. Экс-мэр Юрий Лужков отправлял программу капремонта на доработку. Ему не понравилось, что москвичи неохотно идут в ТСЖ. «Принцип программы простой: капремонт будет проводиться в домах, в которых есть ТСЖ», — заявлял Лужков.
Сейчас ТСЖ имеются в 14,5 тыс. из 32,5 тыс. столичных домов. Но за три прошедших года было отремонтировано по этой программе всего 2600 домов. Собственники квартир в оставшихся без ремонта домов еще смогут рассчитывать на помощь из городского бюджета. Но не в этом году, сообщил собеседник «Интерфакса».
Не смогут москвичи в ближайший год рассчитывать и на финансирование ремонта из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. «Москва и Чеченская республика не участвуют в программах Фонда ЖКХ и занимаются капитальным ремонтом жилого фонда по своим программам», — пояснили «Газете. Ru» в фонде.
Зато власти обещают дать горожанам возможность самим поучаствовать в ремонте своего жилья. Часть домов могут быть поставлены в этом году на капитальный ремонт с долевым финансированием как города, так и собственников жилья, сообщил источник, уточнив, что город уже получил заявки от 200 ТСЖ и ЖСК. Если удастся в ближайший месяц определиться с нормативной базой софинансирования капремонта, то после майских праздников, возможно, выйдет постановление правительства, а затем будут проведены конкурсные процедуры по привлечению подрядчиков.
«Доля собственников будет составлять от 5% до 30%, остальные расходы возьмет на себя город», — рассказал собеседник агентства.
Эксперты не удивлены планами мэрии по сокращению капремонта жилого фонда. «Доходы столичного бюджета падают, приоритеты меняются, и власти, естественно, заинтересованы в том, чтобы снизить или даже растворить ранее взятые обязательства», — говорит эксперт Standard & Poors Феликс Эйгель. Резать программу капремонта власти начали еще при мэре Юрии Лужкове. По подсчетам Эйгеля, в 2008 году мэрия выделила на капремонт 44 млрд руб., в 2009-м первоначально было запланировано 60 млрд, потом финансирование было срезано до 23 млрд. В 2010 году при плане в 60 млрд руб. выделили 14 млрд. На 2011 год планировалось 73 млрд, после корректировки осталось 12 млрд руб.
«Обязательства по капремонту — это всего лишь факультатив, а вовсе не публичные обязательства городских властей. Есть деньги на капремонт — делают, нет — сокращают программу»,
— объясняет эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев. Он считает, что сокращение расходов горбюджета на капремонт даже может принести пользу москвичам. «Власти на 100% финансировали капремонт и сами диктовали условия собственникам жилья. А тем, кто хотел через ТСЖ отремонтировать дом или даже построить на этом же месте новый, взяв кредит, не давали такой возможности. Хотя получить кредит или найти инвестора для ремонта и строительства на дорогущих московских землях не проблема», — говорит Гордеев. И Жилищный кодекс дает такое право, отмечает эксперт. Теперь у москвичей будет больше возможности распорядиться своей собственностью по своему усмотрению.
Программа капремонта в нынешнем виде несостоятельна, соглашается экс-депутат Мосгордумы, лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Складывается впечатление, что под капремонт в первую очередь попали дома, в которых живут чиновники управ и префектур, говорит он, а в других домах ремонт проводится халтурно.
Но программа все же необходима, убежден Митрохин: власть должна выполнить обязательства по капремонту, прежде чем скинуть жилье с городского бюджета в собственность ТСЖ. «Но в программе должны быть прописаны критерии отбора домов, очередность капремонта, права ТСЖ по приемке ремонта, условия софинансирования», — говорит Митрохин.