Внеочередное собрание акционеров Банка Москвы избрало новый совет директоров. В него вошли 15 человек, в том числе пять топ-менеджеров ВТБ (выдвигалось 11 человек) — глава банка Андрей Костин, первый зампред правления Михаил Кузовлев, зампред правления Андрей Пучков, члены правления Александр Ястриб и Эркин Норов. Все они выдвигались в совет столичным правительством, которое владеет 46,48% акций. От города также избраны заместитель мэра Андрей Шаронов и руководитель департамента имущества Наталья Сергунина.
Попали в новый совет и четыре представителя Банка Москвы — президент Андрей Бородин, первый вице-президент Дмитрий Акулинин, советник президента Лев Алалуев и первый вице-президент Людмила Давыдова. Кроме того, в совет вошли и четыре независимых директора — советник генерального директора ОАО «Корнет» Сергей Никитин, адвокат межотраслевой коллегии адвокатов Алексей Стерликов, президент Столичной страховой группы Александр Судаков и профессор Финансовой академии Михаил Царев. Всех их выдвигал в совет также Банк Москвы.
Таким образом, кандидаты, выдвинутые нынешним менеджментом Банка Москвы, получили большинство в совете директоров.
На первом заседании новый совет директоров избрал своим председателем первого вице-президента банка Дмитрия Акулинина.
В ВТБ результаты собрания акционеров не комментируют, а решения нового совета директоров, в том числе по выбору главы совета, считают незаконными.
«Члены Совета директоров Банка Москвы не были уведомлены о проведении первого заседания Совета директоров 21 февраля 2011 года. Заседание состоялось сразу по окончании Собрания акционеров Банка Москвы с нарушением порядка извещения. Члены совета директоров не были оповещены ни о месте, ни о времени, ни о повестке проведения заседания. Это является нарушением действующего законодательства и свидетельствует о стремлении нынешних владельцев банка в спешке принять выгодные для себя решения, не учитывая интересы всех участников процесса, а также нарушая их права», — заявили в ВТБ.
«Тот факт, что выборы нового совета директоров состоялись, стоит расценивать как сигнал диалога, а значит, положительный сигнал, — говорит аналитик по банковскому сектору ИК «Тройка Диалог» Ольга Веселова. — Но в самом процессе точка не поставлена, и он не будет простым».
Было очевидно, что представители ВТБ войдут в совет директоров, так как за них однозначно проголосует правительство Москвы, владеющее 46,48% акций банка, отмечает аналитик ФЦ «Инфина» Вероника Чекина.
«Главная интрига развернется вокруг даты проведения внеочередного собрания акционеров, на котором планируется переизбрать президента банка»,
— добавляет она. Ранее совет директоров банка планировал собрать акционеров 4 марта, чтобы рассмотреть вопрос об отставке Бородина и назначении главой банка первого зампреда ВТБ Михаила Кузовлева. Но 17 февраля совет директоров Банка Москвы переиграл это решение. Он объявил об отмене внеочередного собрания акционеров банка 4 марта 2011 года и созыве годового собрания 3 мая, выдвинув в качестве кандидатов на пост главы банка Бородина и его зама Дмитрия Акулинина. К 25 марта совет директоров пообещал составить список акционеров, имеющих право на участие в годовом собрании.
Однако правительство Москвы предупредило, что решение совета директоров Банка Москвы от 17 февраля может быть признано недействительным. Департамент имущества города заявил, что не получал официального протокола прошедшего накануне заседания совета директоров банка и не располагает информацией об отмене собрания. «Состоявшимся советом директоров от 28 января ... собрание было назначено на 4 марта... иная информация о собрании акционеров отсутствует».
По мнению экспертов, менеджменту Банка Москвы удалось получить по крайней мере тактический выигрыш: суммарно представители ВТБ и правительства Москвы не набрали большинства в новом СД. «Это позволяет руководству сохранять оперативный контроль за ситуацией в банке, а также означает, что заменить главу банка на представителя ВТБ на предстоящем собрании акционеров будет непросто, — говорит замруководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая.
Победа Бородина — наглядное подтверждение того факта, что мэрия утратила контроль над банком, считает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий: «Блок-пакет Столичной страховой группы не дал возможности мэрии распорядиться 17,32% акций Банка Москвы, принадлежащих ССГ. Рынок отреагировал на победу Банка Москвы ростом котировок его акций: с уровня около 1200 руб. акции подпрыгнули моментально до 1289 рублей».
Для получения исполнительного контроля над всеми сделками Банка Москвы ВТБ должен поставить во главе совета директоров своего человека, объясняет важность вопроса ведущий юрист юридической компании «Налоговик» Николай Дубровин: «Пока у ВТБ нет исполнительного контроля, нет и возможности контролировать расходы банка. Сейчас для ВТБ это очень важно, поскольку, пока длится этот затянувшийся спор, из «Банка Москвы» могут попытаться вывести активы».
В то же время перевес составляет всего один голос (восемь представителей Банка Москвы и независимых директоров против семи представителей ВТБ и правительства Москвы), а представители ВТБ получили доступ к участию в управлении банком и к управленческой информации.
Победа Бородина только усилит давление на банк со стороны ВТБ и силовых структур, уверен Осадчий.
ВТБ еще в прошлом году запланировал приобрести 100% акций БМ. Сделка может завершиться уже в марте, обещал ранее вице-мэр Москвы Андрей Шаронов. Ее уже одобрил наблюдательный совет госбанка. Сначала ВТБ намерен выкупить долю мэрии (46,48%), затем долю Столичной страховой группы (17,32%), а потом и миноритариев, среди которых Бородин и Алалуев — им на двоих принадлежит сейчас 20,32% акций банка.
Пока Бородин заявляет, что не ведет переговоры с ВТБ о продаже своей доли, но признал, что у него есть предложения от возможных покупателей. «Много или мало (покупателей – «Газета.Ru») — трудно сказать. Как в том анекдоте (про волос в супе) — на голове мало, а в супе много», — цитирует Бородина «Интерфакс». Справедливой оценкой 100% акций банка он считает сумму в 240–280 млрд рублей.
Согласно оценке, проведенной правительством Москвы, банк стоит 178 млрд рублей. Сегодняшняя капитализация банка — порядка 223,4 млрд рублей. Но так как free-float у акций чисто символический (2–3%), то даже несколько сделок способны сильно скорректировать цену в ту или другую сторону, говорит Чекина. Поэтому к оценке надо подходить с фундаментальной точки зрения, отмечает эксперт: «На 1 февраля 2011 года собственный капитал банка составляет 115,7 млрд — следовательно, правительство Москвы оценило банк в 1,54 капитала, а негосударственные акционеры – в 2–2,4 капитала. Такая оценка соответствует коэффициентам, по которым торгуется Сбербанк, и для Банка Москвы представляется завышенной», — уверена Чекина.