Госдума обсуждает детали Национальной платежной системы (НПС). Комитет по финансовому рынку во вторник рекомендовал принять в первом чтении документ, написанный в дополнение к уже принятому в первом чтении закону о НПС. Автор поправок в ряд законов — правительство. На первый взгляд, документ носит технический характер — поправляет действующие законы так, чтобы встроить в них НПС. Но в связи с тем, что базовый закон во многих местах ограничился общими положениями, эти детали обрели большое значение.
Закон «О национальной платежной системе» Госдума приняла в первом чтении в декабре 2010 года. О необходимости создания НПС за год до этого — в декабре 2009 года — заявил президент Дмитрий Медведев. Он поставил задачу создать национальный аналог Visa или MasterCard, который составит мировым лидерам «достойную конкуренцию». Но работа над законопроектом о НПС оказалась сложной задачей. Правительство натолкнулось на противодействие госбанков и участников рынка платежных систем. В итоге Минфин трижды переписывал законопроект. Иностранным операторам пообещали не создавать дополнительных ограничений на трансграничные переводы. Глава о платежных картах из закона об НПС исчезла совсем, законопроект превратился в рамочный документ, описывающий порядок платежей в России.
Поправки в Гражданский кодекс, внесенные правительством в Госдуму в развитие закона об НПС, описывают процедуру перевода денег.
«Перевод денежных средств должен быть завершен между банком плательщика и банком получателя средств в срок не более двух рабочих дней в пределах территории субъекта Российской Федерации и пяти рабочих дней в пределах территории Российской Федерации».
После завершения операции «перевод денежных средств становится безотзывным для банка плательщика и плательщика», если «иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов». При этом банк обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа с открытием банковского счета путем направления клиенту соответствующих уведомлений.
Поправки в закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» наделяют ЦБ обязанностью осуществлять «надзор и наблюдение в национальной платежной системе».
Регулятор будет устанавливать правила наличных и безналичных расчетов. В частности, он сможет устанавливать для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, обязательные нормативы, учитывающие риски таких операций, а также отдельный порядок составления и предоставления отчетности. В частности, они смогут размещать денежные средства, полученные от физических лиц для переводов электронных денег, исключительно на корреспондентском счете в ЦБ, в депозитах ЦБ или на корреспондентских счетах в кредитных организациях.
В закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» вносятся изменения, исключающие из сферы его распространения электронные деньги.
В закон № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» вносится сумма электронного платежа, после которой необходимо идентифицировать клиента, — 15 000 рублей.
Поправками в закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» устанавливается, что на выданном терминалом чеке должны быть указаны сумма, наименование операции, размер вознаграждения, установленного кредитной организацией за осуществление перевода денежных средств, а также виды и размеры иных расходов физического лица.
«Это необходимый законопроект, — говорит член комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Принято более ста поправок. Должны быть организованы национальные терминалы, чтобы клиент мог платить либо деньгами, либо карточкой, либо через мобильный телефон. То есть у клиента должно быть право выбора».
Но ко второму чтению проект может быть серьезно изменен — внесение поправок стало одним из условий рекомендации к принятию проекта в первом чтении. Так, думский комитет по бюджету и налогам предлагает полностью исключить из текста статью, отвечающую за внесения изменений в Налоговый кодекс, просписав их отдельным законом.
Некоторых депутатов проект совершенно не устраивает. Зампред комитета по финансовому рынку Юрий Исаев заметил в проекте «принципиальное противоречие, которое будет порождать существенные проблемы у правоприменителя». Оно возникает из-за того, что правила электронных расчетов вроде бы прописываются в ГК, но должны быть установлены ЦБ. Помимо этого, по его словам,
необходимо определить, какой госорган будет контролировать сам Банк России, поскольку ЦБ выступает в платежной системе не только как лицо, осуществляющее надзор и наблюдение, но и как один из операторов платежной системы.
Еще больше негодуют сами участники рынка электронных платежей. «Целый ряд ненужных мер, например отмена единых информационно-расчетных центров, которые значительно упрощают работу. Еще более непонятна отмена действия закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» всего через 5 лет после его принятия. Ведь
рынку, его участникам опять придется полностью реструктуризировать собственные бизнес-процессы, что в итоге отразится и на участниках рынка, и на потребителях, — негодует президент группы QIWI Андрей Романенко.
— По сути, законопроект абсолютно не отвечает своей задаче – созданию национальной платежной системы. Наоборот, он дает значительные привилегии зарубежным участникам и сильно усложняет жизнь российским игрокам».