Водоснабжение и канализация могут стать выгодным объектом для инвестиций. Главное, чтобы власть предсказуемо регулировала тарифы, не ежегодно, а раз в 5 лет. Такие новации предусматривает внесенный в Госдуму законопроект «О водоснабжении и канализовании».
Законопроектом предусматривается приоритет экономических методов регулирования отрасли водоснабжения и канализации над административными, пояснил «Газете.Ru» один из авторов законопроекта Андрей Чиркин. Для того чтобы объекты коммунальной инфраструктуры, используемые в целях электро-, газо-, тепло-, водоснабжения или канализации, смогли стать привлекательными для инвестирования, предлагается регистрировать их в качестве единого имущественного комплекса.
Предусматривается также проведение технического аудита сетей водоснабжения и канализации. Итоги аудита станут основой инвестпрограммы.
Еще одна новация законопроекта — институт регуляторных договоров. Они будут гарантировать инвесторам неизменность тарифов на услуги ЖКХ в течение всего срока договора. Минимальный срок — 5 лет. Сейчас тарифы пересматриваются ежегодно и нередко меняются в течение года. Предусматривается возможность установления тарифов методом доходности инвестированного капитала, уточняет Чиркин.
Кроме того, договор, заключаемый между организациями ЖКХ и потребителями, определит объем и качество услуг водоснабжения, состав и свойства сточных вод.
«Мы хотим, чтобы тарифы регулировались плавно, чтобы они не зависели от смены власти, от политических амбиций мэра или губернатора, чтобы договор был публичным и граждане понимали, за что платят, за какую воду и можно ли купаться в местной речке, если туда сбрасывают очищенные стоки», — говорит Чиркин.
Сейчас снабжающие организации в ЖКХ не мотивированы на сокращение затрат, а все издержки в конечном итоге оплачивает потребитель, говорит Сергей Воскресенский, ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К». Понятно, что система финансирования должна меняться. Но проблема в том, что, даже по самым оптимистичным подсчётам, износ инженерного оборудования в ЖКХ составляет не менее 60%. «Будет проблематично увязать надёжность и качество обслуживания с уровнем тарифа», — говорит Воскресенский.
Законопроект предусматривает, что объекты центральной системы водоснабжения могут находиться как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности. «Но не предусматрена возможность получения инвестором права собственности на объект централизованной системы водоснабжения, являющийся объектом инвестиций, что снижает уровень привлекательности инвестирования в данную отрасль», - говорит Мария Ивойлова, эксперт юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры».
Организация, эксплуатирующая централизованную систему водоснабжения и канализования, находящуюся в муниципальной или государственной собственности, приобретает право собственности на объекты централизованной системы водоснабжения и канализования, созданные (реконструированные, модернизированные) ей только на период до возврата инвестиций, после чего эти объекты подлежат безвозмездной передаче в госсобственность.
Не способствует привлечению инвестиций и порядок, установленный для вывода объектов централизованной системы водоснабжения и канализования из эксплуатации в целях ремонта или ликвидации, добавляет Ивойлова.