Финансовый кризис показал, что правительства исчерпали свои возможности по борьбе с такими глобальными потрясениями. «Системы XX века не способны управлять рисками ХХI века. Нам необходимо создать новые системы для управления и устранения глобальных рисков до того, как они перерастут в глобальные кризисы», — отметил управляющий директор Всемирного экономического форума Роберт Гринхилл в исследовании, подготовленном к международному экономическому форуму, который пройдет в швейцарском Давосе в конце января.
Составители доклада попросили 580 известных политиков, экономистов и ученых оценить 37 разнообразных рисков по степени их вероятности и ущербу, который они могут нанести. Среди самых вероятных и наиболее опасных названы изменения климата (около $1 трлн ущерба мировой экономике), финансовый кризис (более $1 трлн), геополитические конфликты (около $1 трлн), резкие колебания цен на энергоносители (около $800 млрд) и экономическое неравенство (около $700 млн).
Наиболее вероятными эксперты считают геополитические риски, но экономические опаснее. В кризис многие правительства вынуждены были вливать в экономику огромные средства. Это обернулось огромными бюджетными дефицитами и увеличением госдолга, особенно в развитых странах.
Теперь власти вынуждены сокращать расходы, не разрушив хрупкий экономический рост. При этом главным вызовом для бюджетов многих стран становится необходимость выполнять обязательства перед сегодняшними и будущими пенсионерами.
Финансовые дисбалансы вкупе с «необеспеченными обязательствами перед стареющим населением» создают риск серьезных бюджетных кризисов в развитых странах. Для развивающихся стран такая финансовая неопределенность (наряду с медленным ростом западных экономик) означает увеличение притока капитала, который способствует образованию новых «пузырей». Их «схлопывание» обернется обвалом цен на активы как развивающихся стран, так и на развитых рынках, предупреждают эксперты.
Вторая группа рисков связана с незаконной торговлей, организованной преступностью и коррупцией. Сегодня доля незаконного оборота составляет 7–10% мировой торговли, а в некоторых странах это основной источник доходов. По самым грубым подсчетам,
объем контрафактных лекарств достигает $200 млрд, проституции — $190 млрд, марихуаны — $140 млрд, контрафактной электроники — $100 млрд, кокаина — $80 млрд, опиума и героина — $60 млрд. «Рост нелегальной экономики подрывает верховенство закона и удерживает страны в западне нищеты и нестабильности»,
— подчеркивают авторы исследования, добавляя, что «крайне необходимо» эффективное международное сотрудничество.
Третья группа рисков связана с нехваткой ресурсов и обусловлена ростом экономики и населения в ближайшие 10 лет, а также изменениями климата. Согласно подсчетам, к 2020 году население Земли увеличится с 6,83 млрд человек до 7,7 млрд, особенно высокие темпы роста будут в развивающихся странах.
К 2030 году спрос на еду увеличится на 50%, на воду – на 30–40%, на энергию – на 40%, отмечается в исследовании. Дефицит этих ресурсов может привести к новым конфликтам между социальными группами, нациями и отраслями, которые будут в них нуждаться.
Кроме трех основных рисков эксперты выделили еще пять формирующихся рисков: киберопасность (шпионаж и терроризм), высокий прирост населения в уязвимых странах, дефицит ресурсов, отход от глобализации, оружия массового поражения (ядерное и биологическое).
Все эти риски усугубляются неумением стран договориться между собой, о чем свидетельствует провал таких переговоров, как конференция по изменению климата в Копенгагене и глобальный раунд ВТО, отмечают авторы доклада. Искать новые подходы к управлению экономикой в глобальном масштабе надо быстро, иначе опасности станут реальностью в ближайшие десять лет.