Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск от Министерства спорта, туризма и молодежной политики в адрес ООО «Орглот», оператора лотереи «Гослото», о взыскании с него 1,973 млрд рублей. Оператор не выполнил свои обязательства по перечислению этих денег в бюджет, пояснил «Газете.Ru» министр спорта и туризма Виталий Мутко.
«Гослото» было создано в 2006 году тогда еще существовавшим Росспортом. В качестве оператора ведомство выбрало ООО «Орглот». Согласно контракту, не менее 50% доходов от лотереи он должен был отчислять в призовой фонд, 15% — на финансирование федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы». Предполагалось, что лотерея должна принести в госбюджет не менее 18 млрд рублей. Но за четыре года существования туда было перечислено всего 2 млрд рублей.
«Расчеты изначально были изрядно завышены. Это было сделано для того, чтобы показать: «Ах, какая красивая идея!» — говорит пресс-секретарь ООО «Орглот» Александр Лукьянчиков. В иске речь идет о сумме, которую оператор «Гослото» не доплатил за 2009 год, поясняет он.
«В 2006 году оператору поставили фиксированные отчисления, заведомо невыполнимые», — признает и Мутко.
С тем, что у «Гослото» была изначально завышена планка отчислений, согласны и в Счетной палате, проводившей проверку лотереи летом прошлого года. Из 2 млрд, поступивших в бюджет, лишь 9% (184 млн рублей) было перечислено из выручки от проведения лотереи, обнаружила также СП. Оставшаяся часть — за счет привлеченных средств, предоставленных Газпромбанком по банковским гарантиям в целях достижения установленных в ФЦП нормативов отчислений.
По мнению аудиторов СП, при организации лотереи хватало и других нарушений. Так, выбор оператора был крайне непрозрачен. Он выиграл только по одному из четырех критериев — размеру банковской гарантии. По остальным же предложил наихудшие условия: минимальную выручку (75 млрд рублей), самый большой срок развития розничной сети (62 мес.) и высокое вознаграждение самому себе (35% от выручки). Газпромбанк, являвшийся одним из учредителей «Орглота», в 2007 году вышел из этого бизнеса.
Счетная палата пришла к выводу, что из-за таких экономически не обоснованных условий работы «Орглот» приблизился к состоянию, «близкому к банкротству».
По итогам 2009 года непокрытый убыток оператора составил 4,6 млрд рублей, займы и кредиты, привлеченные им в целях проведения лотереи и выполнения обязательств перед федеральным бюджетом, составляли 3,2 млрд рублей.
Для исправления ситуации в июне 2010 года российской правительство внесло в ФЦП изменения, согласно которым доходы от лотереи в полном объеме были исключены как источник ее финансирования. Кроме этого, было решено отойти от фиксированных отчислений лотереи в бюджет. Теперь они идут от оборота.
«Но за 2007—2008 годы недостачу надо как-то компенсировать, — говорит Мутко. — И, кроме как суд, здесь ничего не сделаешь.
Я понимаю, что эти деньги эта компания не заработает и не может их заплатить. Но это юридический шаг. А что решит суд — я сказать не могу». В «Гослото» надеются на другой исход. «Вопрос будет решен во внесудебном порядке, ничего страшного в иске нет», — верит Лукьянчиков.
Удовлетворение иска — прямой путь «Орглота» к банкротству и, как следствие, к допуску Минспорта к управлению делами лотерейной компании,
говорит ведущий юрист компании «Налоговик» Николай Дубровин. «Скорее всего, министерство нацелено на смену организатора лотереи на фоне предстоящих крупных спортивных мероприятий», — добавляет он.