Верховный суд Нидерландов разморозил счета компании Yukos International UK B.V., на которых находятся средства от продажи ранее принадлежащих ЮКОСу 53,7% акций литовского НПЗ Mazeikiu Nafta и 49% акций словацкой Transpetrol (в общей сложности около $1,45 млрд). Счета компании были заморожены в 2009 году, после того как на них заявила свои права компания «Промнефтьстрой» (ранее входила в структуру государственной «Роснефти», в настоящее время принадлежит американскому бизнесмену Стивену Линчу).
В 2007 году в процессе банкротства ЮКОСа «Промнефтьстрой» приобрела за 7,838 млрд рублей компанию Yukos Finance B. V. — материнскую структуру Yukos International.
Покупатели заявили права на активы Yukos International UK B.V., и в качестве обеспечительной меры по иску «Промнефтьстроя» Амстердамский апелляционный суд в 2009 году наложил арест на счета компании.
Решение нидерландского суда основано на непризнании законности аукционов, проводившихся в ходе банкротства нефтегазовой компании ЮКОС, которая ранее находилась под контролем Group Menatep (крупнейшими акционерами выступали предприниматели Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, после их ареста владельцами активов стали Леонид Невзлин и ряд топ-менеджеров Menatep).
В частности, в октябре 2010 года голландские суды признали результат торгов по Yukos Finance B. V. нелегитимным: по мнению судей, «Промнефтьстрой» не является законным владельцем Yukos International.
Теперь по решению суда Yukos International вновь получает доступ к своим счетам.
Михаил Брудно, совладелец Menatep, не раскрывает планов по использованию размороженных активов. «В Yukos International UK считают владельцами компании бывших акционеров ЮКОСа. Мне нечего к этому добавить», — подчеркнул он. Связаться с Леонидом Невзлиным во вторник днем не удалось.
Тим Осборн, глава Group Menatep, сказал «Газете.Ru», что «размороженные $1,5 млрд — это деньги Yukos International». «Сейчас эти деньги на счетах Yukos International. А я директор GML. Мы не имеем прямого доступа или контроля над этими деньгами, пока их распределяет Yukos International», — говорит он.
Клэр Дэвидсон, представитель бывших акционеров ЮКОСа, говорит, что бывшие менеджеры ЮКОСа через два фонда в Голландии договорились распределять все освобожденные активы между «невинными жертвами экспроприации ЮКОСа». «Бывший менеджмент ЮКОСа попытается найти всех пострадавших акционеров - более 55 тыс. человек по всему миру и согласовать с ними процесс распределения активов», говорит Дэвидсон.
«Но сейчас в Голландии идет несколько судебных процессов. Мы надеемся, они закончатся в следующем году и тогда менеджмент фондов начнет распределять средства», - добавила она.
Решения голландских судов в отношении аукционов, на которых распродавались активы ЮКОСа, основаны на том, что правоохранительная система Нидерландов не признала законным и сам факт банкротства российской нефтяной компании. В 2007 году Амстердамский суд отказался признать полномочия конкурсного управляющего ЮКОСа Эдуарда Ребгуна.
С 2007 года же тянулась тяжба между голландской «дочкой» ЮКОСа Yukos Capital S.a.r.l и «Роснефтью»: Yukos Capital требовала заплатить 12,9 млрд рублей, которые она в 2004 году предоставила в качестве займа «Юганснкнефтегазу». Затем «Юганскнефтегаз» перешел под контроль «Роснефти», но деньги Yukos Capital возвращены не были.
Потерпев неудачу в российских судах, Yukos Capital обратилась в апелляционный суд Амстердама, который встал на сторону истца. «Роснефть» попыталась обжаловать это решение в Верховном суде Нидерландов, но в обжаловании было отказано. В итоге «Роснефть» прошлым летом выплатила требуемую сумму.
Вопросы, связанные с ЮКОСом, принципиальны для высших властей России и, соответственно, для госкомпании «Роснефть», признают политологи, но видят, что в последнее время позиция госкомпании по «делу ЮКОСа» смягчилась. «Евросоюз активно выступает в защиту Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, отчасти этим объясняются решения нидерландских судов, — напоминает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. — «Роснефть» не хочет слишком заострять вопрос денежных расчетов с «дочками» ЮКОСа, госкомпании проще заплатить». По мнению Абзалова, «Роснефти» необходимо поддерживать благоприятный новостной фон в преддверии размещения акций.
Он считает последнее решение голладского суда «непринципиальным». «Евросоюз не станет добиваться отмены решения по банкротству ЮКОСа как такового, — уверен Абзалов. — Это стало бы слишком серьезным ударом по отношениям с Россией».