Российские площадки завершают год более чем 20-процентным ростом. Индекс РТС поднялся на 23% (с 1444,7 пункта на открытие 11 января 2010 года до 1769,57 на закрытие пятницы), индекс ММВБ — на 22% (с 1370 пунктов по 1675,81 пункта). Это лучше, чем итоги американского индекса голубых фишек Dow Jones, выросшего на 11%, британского FTSE 100 (9%) или гонконгского HangSeng (3%).
А по росту объема фондового рынка в 2010 году, то есть стоимости всех акций отечественных компаний, а не только тех, что котируются на бирже, на прошлой неделе Россия была объявлена абсолютным лидером, обошедшим и развитые страны, и остальных членов БРИК, сообщило издание The Financial Times. К сожалению, на следующий день газета призналась, что в публикацию вкралась ошибка и
общая стоимость всех российских акций выросла не на рекордные 49%, а на скромные 13%.
В лидерах оказались страны Евросоюза. По подсчетам FT, суммирующим котировки всех размещенных на биржах страны акций, в Дании фондовый рынок вырос на 29,9%, в Швеции на 29,4%. У Германии показатель гораздо ниже — 5,1%. Рынок США в целом за год увеличился на 11%, а Японии на 9,6%. Среди государств БРИК первое место у Индии — 14,8%, показатель Китая — 3,3%.
Некоторые страны и вовсе закрывают год с минусом. Рынок капитала во Франции уменьшился на 6,5%, в Италии на 20,5%, в Испании на 25,6%. Общая стоимость греческих акций упала на 43,8%.
Но даже вполне приличный рост российского рынка смогли использовать очень немногие игроки. «2010-й год стал разочарованием для большинства участников, за исключением искусных спекулянтов, — подводит итоги управляющий активами «Пилгрим Эссет Менеджмент» Игорь Киссель. — Крупные игроки почти весь год ждали «у моря погоды» (то есть массированной распродажи с целью дешево купить) — не дождались и частично «запрыгнули» в рынок в декабре.
2010 год оказался годом роста, на котором очень многие не смогли заработать».
Характерной чертой года стало расхождение экспертных прогнозов с рыночной действительностью. «Главной особенностью прошедшего года была практически полная ошибочность прогнозов и по году в целом, и по каждому отдельному кварталу. Практически в каждый момент времени рынок вёл себя не так, как от него ждали», — отмечает Киссель. Как результат, «аналитики разочаровались в себе и разочаровали других, убеждая себя в том, что рынок потерял логику».
Еще одной российской проблемой стала летняя жара, которую называют «наиболее неблагоприятным событием для рынка акций в 2010 году». «Летний климатический кризис способствовал снижению темпов посткризисного восстановления экономики и росту и инфляции в РФ, — говорит аналитик «Промсвязьбанка» Олег Шагов. — Это отчасти привело к ослаблению российского рубля, что является негативным фактором для индекса РТС».
В остальном Россия разделила трудности с мировыми рынками. «Самая большая проблема года — разрастание бюджетных дефицитов и возникновение угроз суверенных дефолтов в ряде европейских государств»,
— замечает руководитель аналитической службы ИК «Трейд Инвест» Сергей Коробков. — Разочарованием года считаю заторможенность рынка недвижимости в развитых странах и, как следствие, стагнацию строительной отрасли». Другие, впрочем, находят в этом источник оптимизма. «Можно с удовлетворением принять тот факт, что все-таки обошлось без суверенных дефолтов в Европе, — считает Киссель. — Но можно пожаловаться судьбе на чудовищную волатильность в течение всего года».
Самая большая радость была тоже одна на всех — так называемая программа количественного смягчения в США. «Сначала ее обсуждение во второй половине года, а затем и принятие позволили ведущим мировым фондовым индексам, а также ценам на нефть подняться до двухлетних максимумов, — говорит Шагов. — При этом индексы волатильности рынков, которые еще называются индексами «страха инвесторов», наоборот, опустились до минимальных значений в текущем году».
Наиболее удачным месяцем уходящего года для фондового рынка эксперты называют сентябрь, когда Dow Jones подорожал на 7,7%, показав лучший результат с 1939 года «Но именно в сентябре потерпели самые большие убытки держатели «коротких» позиций, — напоминает Киссель. — Декабрь был удачным для тех, кто вошел в него в бумагах».
«С конца сентября по середину декабря индекс ММВБ показал исторически рекордное по продолжительности ралли, в совокупности прибавив более 18%», — говорит Шагов.
Ошибкой года аналитики признали «рутинную операцию по хеджированию», в результате которой 6 мая за считанные минуты индекс Dow Jones рухнул почти на 1000 пунктов, продемонстрировав самое резкое падение в истории. Индекс РТС на следующий день упал на 80 пунктов, правда отыграл их довольно быстро. Курьез года — отпечатанные Федеральным резервным банком США 1,1 млрд бракованных стодолларовых купюр нового образца, обошедшиеся американскому налогоплательщику в $132 млн.
Компанией года можно считать Apple. «Ее котировки с начала года выросли более чем на 50%, а рыночная капитализация вплотную приблизилась к $300 млрд.
В списке самых крупных компаний мира Apple в этом году поднялся на второе место, дыша в затылок нефтяному гиганту Exxon Mobile. Примечательно, что всего десять лет назад Apple не входил даже в первую сотню крупнейших компаний мира», — отмечает Коробков. Российские чемпионы показали более высокий темп роста.
«Фаворитами года на отечественном фондовом рынке благодаря позитивным корпоративным новостям оказались выросшие более чем в 2,4 раза акции УАЗа, «АвтоВАЗа» и «Вимм-Билль-Данна»,
— подсчитал Шагов. — Аутсайдерами года среди российских акций стали бумаги «Русского моря» и «Протека». Обе компании провели IPO на российских площадках в апреле 2010 года. Однако затем котировки их акций пошли вниз. Так что за оставшуюся часть года инвесторы потеряли более трети вложенных средств в них средств». Потери «Русского моря» составили 351,7%, «Протека» — 346,68%.
На новый год эксперты возлагают новые надежды. Индексу РТС Deutsche Bank прочит 2300 пунктов к концу 2011 года, что предполагает потенциал роста более чем на 30%. Индекс ММВБ в 2011 году, по мнению УК «Райффайзен Капитал», вырастет на 20–25%.
«Dow Jones ждет восхождение до 13200 пунктов, курса доллара повысится против евро в диапазон $1,1–1,2. Нефть после достижения январского максимума $100–105 за баррель начнет постепенное снижение в диапазон $60–70 за баррель», — полагает Коробков.
«От наступающего 2011 года следует ждать новых ошибок прогнозов, высокой волатильности и всё-таки роста по итогам», — резюмирует Киссель.