Центробанк отозвал лицензии у двух банков, входивших в группу предпринимателя Матвея Урина – «Монетного дома» и Уралфинпромбанка.
ЦБ мотивировал решение тем, что кредитные организации не исполняли нормативы, установленные Центробанком, и законы, регулирующие банковскую деятельность. Достаточность капитала и у «Монетного дома», и у Уралфинпромбанка ниже 2%, собственые средства упали ниже минимального значения, установленного ЦБ на дату госрегистрации банков. Банки не могли своевременно выполнить требования кредиторов по денежным обязательствам.
«Банком («Монетный дом») отражались в учете фактически отсутствующие ценные бумаги и не создавались адекватные резервы на возможные потери по прочим активам, что привело к полной потере капитала и ликвидности», — отмечается в заявлении регулятора.
Уралфинпромбанк также отражал в учете фактически отсутствующие ценные бумаги и не создавал резервы. Центробанк отмечает, что руководство обоих банков и их акционеры не приняли мер, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию.
На прошлой неделе совет директоров Уралфинпромбанка решил провести в начале января внеочередное собрание акционеров, на котором должен был рассматриваться вопрос о ликвидации кредитной организации в связи с признаками несостоятельности , а также вопрос о направлении в Центробанк ходатайства об отзыве лицензии.
В обоих банках назначена временная администрация, которая будет работать до назначения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов банков приостановлены. На 1 октября 2010 года банк «Монетный дом» занял 204-е место по размеру активов в рэнкинге, подготовленном «Интерфакс-ЦЭА», Уралфинпромбанк — 301-е место.
«Монетный дом» и Уралфинпромбанк входят в финансово-промышленную группу, которая принадлежит уральскому бизнесмену Матвею Урину. Группа также объединяет Донской инвестиционный банк, банк «Славянский» и Традо-банк.
Предприниматель находится под арестом. Его охрана вступила в конфликт с голландцем Йорритом Йостом Фаассеном, который работает в структурах «Газпрома»:
охранникам показалось, что BMW голландского топ-менеджера подрезал их кортеж на Рублевском шоссе, после чего они блокировали машину, разбили ее битами и избили самого Фаассена. Пострадавший передал номера машин кортежа и приметы охранников в милицию. Уже в суде Урин заявил, что не давал приказа избивать Фаассена, но суд первой и второй инстанции поместил его вместе с семью охранниками под арест.
После этого проблемы банков, подконтрольных Урину, стали публичными. В начале декабря Центробанк отозвал лицензии у банка «Славянский» и Традо-банка, сославшись на низкую ликвидность. Более того, регулятор считает, что часть активов этих банков была украдена, и готовит обращение в Генпрокуратуру. При этом в Центробанке отрицали связь между проблемами банков Урина и делом избитого голландца.
Спустя неделю сменились собственники у «Монетного дома» и Уралфинпромбанка: 19% акций «Монетного дома» перешли к физическим лицам Константину Местеру, Михаилу Алабугину и Дмитрию Егаю , еще 13,8% у Андрея Шаталова. Одновременно Егай и Шаталов стали акционерами Уралфинпромбанка: им принадлежит 14,9% и 15,6% акций соответственно.
«Появление новых собственников, особенно когда банки в такой ситуации, как правило, означает, что они планируют инвестировать, и, естественно, это был положительный знак для Центробанка. Было много предположений, что часть активов выведена, но была надежда, что новые акционеры смогут залатать «дыры» в активах. Отзыв лицензий, судя по всему, означает, что этого не произошло», — говорит директор BDO в России Александр Артемьев.