У челябинского банка «Монетный дом», ранее подконтрольного московскому бизнесмену Матвею Урину, появились новые собственники. В сообщении банка указано, что 19% акций перешли к физическим лицам Константину Местеру, Михаилу Алабугину и Дмитрию Егаю. Еще 13,8% акций у Андрея Шаталова. Практически все новые акционеры – бизнесмены из Челябинска.
Одновременно Дмитрий Егай и Андрей Шаталов стали акционерами Уралфинпромбанка. В собственности новых акционеров сосредоточено около 30% акций: 14,9% у Егая и 15,6% у Шаталова.
Матвей Урин сейчас находится под арестом. В его финансовую группу входили банк «Славянский», Традо-банк и ряд региональных кредитных организаций. Первые два банка уже лишены лицензии.
Урин попал в поле зрения СМИ после того, как его охрана вступила в конфликт с голландцем Йорритом Йостом Фаассеном, работавшим в структурах «Газпрома». Охранникам Матвея Урина показалось, что BMW голландского топ-менеджера подрезал их кортеж на Рублевском шоссе. Они блокировали его машину, разбили ее битами и избили самого Фаассена. Номера машин кортежа и приметы охранников пострадавший передал милиции, и началось разбирательство.
Позднее в суде Урин заявил, что приказа своим охранникам избивать Фаассена не давал, но суд первой и второй инстанций поместил Урина вместе с семью охранниками под арест.
После нападения на Йоррита Йоста Фаассена проблемы банков, подконтрольных Урину, стали публичны. В частности, у «Славянского» и Традо-банка Центробанк отозвал лицензии, сославшись на низкую ликвидность. В Центробанке отрицают связь между проблемами банков Урина и делом избитого топ-менеджера.
Часть активов лишенных лицензий банков была украдена, считают в Центробанке и готовят обращение в Генпрокуратуру. Об этом говорил глава ЦБ Сергей Игнатьев. «Мы имеем дело с финансовой аферой. Я не могу поверить, что руководители банков об этой афере ничего не знали», – резюмировал он на прошлой неделе.
Кроме «Монетного дома» структурам Урина принадлежит ростовский Донбанк. Среди банков, принадлежащих бизнесмену, неофициально назывался Уралфинпромбанк, клиенты которого 2 недели назад стали жаловаться на проблемы с проведением платежей. Сейчас клиенты УФПБ на городском форуме «Банковские технологии» делятся, что начали проходить «платежки» девятидневной давности.
Возможно, появление новых собственников вызвано желанием доказать Центробанку, что банки жизнеспособны, предполагают эксперты. Можно предположить, что собственники будут инвестировать в банки и, если «дыра в активах» есть, залатают ее, полагает директор BDO в России Александр Артемьев. Но, по его мнению, будущее банков под вопросом.
«Банки были в одной финансовый группе, были транзакции между ними, соответственно, проверка, инициированная Центробанком, туда придет», — прогнозирует эксперт.
Артемьев считает, что смена акционеров не окажет влияния на перспективы банков. «Важнее, осуществлялся ли вывод активов из банков», — говорит он.
Смена собственников может быть попыткой избежать возможного банкротства, полагает юрист «Юков, Хренов и партнеры» Владислав Кораблин. «Ресурсная база «Монетного двора» основана преимущественно на средствах физических лиц; не исключено, что новые собственники обоих банков смогут осуществить оперативное вливание денежных средств в кредитные организации и поддержать их платежеспособность», — отмечает юрист.