«Кризиса нельзя исключать, а раз так, то в интересах системной стабильности лучше иметь правовую основу для использования подобного инструмента (санации банков)», — заявил генеральный директор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов.
В конце 2008 года в связи с кризисом государство наделило АСВ полномочиями по оздоровлению банковской системы, в том числе через покупку проблемных банков. Центробанк направлял в АСВ предложение о санации кредитной организации, после чего агентство проводило анализ финансового положения и решало, насколько целесообразно спасать банк от банкротства. АСВ руководствовался социально-экономической значимостью банка, исходя из объема вкладов, выданных кредитов и роли в регионе. В случае положительного решения, АСВ либо искало банку нового инвестора, либо временно брало его под административный контроль с последующей продажей на открытых торгах или ликвидацией.
С конца 2008 по 2009 год агентство спасало 18 банков, на что было израсходовано 336 млрд рублей.
В четырех банках процедура оздоровления уже закончена, до конца текущего года АСВ может завершить санацию еще в одном банке, а в течение следующего года еще в пяти. Среди спасенных банков Связь-банк и «Глобэкс», перешедшие под контроль Внешэкономбанка (ВЭБ), «Кит-Финанс», в санации которого участвовал консорциум инвесторов в составе ИК «Алроса» и РЖД. Всего же на санацию банков государство потратило 540 млрд рублей.
АСВ считает, что тратить на спасение банков столько бюджетных средств неправильно.
В США после последнего кризиса был введен запрет на использование денег налогоплательщиков для предотвращения банкротств, напомнил Турбанов. «Предполагаю, что нам стоит прислушаться к этому опыту», — добавил он.
Глава АСВ предлагает пересмотреть и целесообразность вхождения агентства в капитал санируемых банков, поскольку это было временной мерой. «Мы постоянно занимаемся поиском потенциальных инвесторов. Как только они найдутся, агентство по закону обязано организовать открытые торги и на них продать свою долю в капитале новым инвесторам», — пояснил Турбанов, добавив, что в США агентству, выполняющему схожие с АСВ функции, уже запретили владеть акциями банков. На сегодняшний день АСВ входит в капиталы четырех банков, в двух из которых агентству принадлежит 100-процентный пакет.
И наконец, американский опыт может помочь и при решении так называемой проблемы «too big to fail» (слишком большой, чтобы обанкротиться), когда государство не может допустить банкротства больших банков. В США в этом году нашли решение проблемы: для тех финансовых организаций, банкротство которых может ударить в целом по системе, существует процедура упорядоченной ликвидации, то есть сохраняется не весь банк, а лишь здоровая часть его бизнеса. При этом сам банк ликвидируется, пояснил Турбанов. По его словам, в трех случаях АСВ уже использовало такой опыт.
Крупные банки думают, что регулятор никогда не отзовет лицензии, и начинают накапливать риски. В итоге они банкротятся, что крайне негативно сказывается на финансовой системе, говорят эксперты.
«Мысль Турбанова здравая, тем более что санация ложится на плечи АСВ. Но все, что он говорит, абсолютно нормально, если речь идет о банкротстве банков не в кризисной ситуации. Если в кризис, то это, конечно, радикализм», — говорит эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.
«В кризисной ситуации подобные соображения уходят на второй план. Правительство не допустит, чтобы финансовая система разрушилась, пусть цена и серьезная», — соглашается кредитный аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Михаил Никитин.
Но сейчас финансовый кризис закончился и идея АСВ вполне проходная, говорят эксперты. «По тому, как регулятор вел себя с Межпромбанком, понятно, что государство не будет вмешиваться, выкупая проблемные активы. Если ЦБ видит, что крах банка не вызывает системных проблем, он будет его закрывать», — говорит Никитин.