Дефицит федерального бюджета РФ по итогам 11 месяцев 2010 года составил 911,5 млрд рублей, или 2,2% ВВП, сообщил в пятницу Минфин. Доходы с начала года составили 7,432 трлн рублей, или 94,4% от годового плана, расходы – 8,344 трлн рублей (81,4%, соответственно).
Дефицит бюджета оказался меньше ожидаемого. Первоначально федеральный бюджет на 2010 год предполагал дефицит в размере 2,937 трлн рублей, или 6,8% ВВП. Затем Минфин пересчитал бюджет, сократив «дыру» до 5,3% ВВП, а еще позже до 4,3%. Теперь понятно, что и эта оценка окажется завышенной.
Но рост российской экономики здесь ни при чем: Минэкономразвития, напротив, снижает свой прогноз по этому показателю с 4% до 3,8%. Сокращением дефицита своего бюджета Россия обязана подорожанию нефти.
«Бюджет планировался осенью 2009 года исходя из $58 за баррель, в апреле Минэкономразвития изменило прогноз на $75. Каждый сверхплановый доллар принес бюджету дополнительные 67,7 млрд руб., в целом уже более 1,1 трлн руб. С учетом продолжающегося роста цен на нефть Urals до $88 можно ожидать дополнительных доходов бюджета в текущем году еще на 0,87 трлн», — подсчитывает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Правда нельзя исключать, что в декабре картина ухудшится: традиционно на декабрь приходится максимум бюджетных расходов, напоминает главный экономист УК «Русь Капитал» Алексей Логвин. По итогам года дефицит будет порядка 3% с небольшим, считает главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Прогноз главного экономиста Дойче-банка Ярослава Лисоволика на этот год — дефицит в размере 4% ВВП. Тем не менее
хорошие бюджетные показатели уже заставили тревожиться министра финансов Алексея Кудрина. Он опасается, что в предвыборный период власти начнут проявлять излишнюю щедрость.
«Я бы хотел обратиться к Сергею Вадимовичу (Степашину, председателю Счетной палаты — «Газета.Ru»), к аудиторам: пресекайте действия правительства по изменению бюджета и по представлению новых программ в течение года, пишите замечания. Моих усилий недостаточно», — заявил накануне глава Минфина, выступая в Счетной палате. Он предупредил, что расслабляться рано: цена на нефть может упасть ниже $60 за баррель. «Цена на сырье выше 70 за баррель держалась всего два года, а остальное время в последние 10 лет она была ниже 70», — напомнил Кудрин.
А ведь в 2007 году при цене на нефть $70 за баррель Россия имела профицит бюджета в размере 5% ВВП, посетовал министр финансов.
К пятнице Кудрин нашел способ, как не дать потратить лишнего. Уже к весне следующего года Минфин предложит правительству дополнительные источники для наполнения Фонда национального благосостояния, пообещал министр. Это будут нефтяные доходы при цене на нефть свыше $60–70 долларов за баррель. «А второй источник — это имущество или в виде акций, или средств от их продажи»,
— сказал Кудрин. То есть в кубышку могут пойти и доходы от масштабной приватизации, которая, согласно планам правительства, принесет казне в ближайшие три года около триллиона рублей.
Впрочем, в этой идее еще надо убедить правительство и президента, который в послании Федеральному собранию обозначил другие приоритеты, в частности предложил тратить дополнительные доходы бюджета на модернизацию экономики.
К тому же пока падения цен на нефть ничто не предвещает. Международное энергетическое агентство повысило прогноз мирового спроса на нефть в 2011 году на 260 тыс. баррелей по сравнению с предыдущим прогнозом — до 88,8 млн баррелей в день.
Но Россию ждут другие испытания, разделяют опасения Кудрина эксперты.
Долгосрочные проблемы дефицита российского бюджета связаны с высокой нагрузкой на пенсионную систему и с недостаточным уровнем инвестиций в экономике.
«А если необходимое для модернизации увеличение в ВВП доли инвестиций с 20% до 30% не будет в ближайшие несколько лет достигнуто за счет частных, прежде всего внешних вложений, актуальным станет вопрос о смене принципов формирования бюджета. Придется увеличивать роль госмонополий в производстве и реализации на внутреннем рынке важнейших товаров и услуг», — говорит Осин.
На фоне роста расходов дефицит бюджета через год вновь начнет увеличиваться и составит в течение нескольких последующих лет приблизительно 4–5% ВВП — даже в условиях сохранения текущего «бычьего» тренда цен на энергоресурсы, прогнозирует эксперт.