Ассоциация международных бухгалтерских фирм BKR International посчитала величину доходов крупных акционеров и частных инвесторов после налогообложения в 19 странах мира. По результатам исследования Россия вошла в число государств с самыми эффективными для бизнеса и инвесторов системами налогообложения. Также среди лидеров Саудовская Аравия и Мексика.
Великобритания, Франция и Испания вошли в число наименее привлекательных стран с точки зрения налогов на корпорации и активы частных инвесторов.
Согласно данным исследования BKR International, в России, Мексике, Турции и ЮАР после выплаты налогов инвесторам остается от 55,7% до 61,7% доходов. Опережает Россию только Саудовская Аравия, где инвесторам — физическим лицам остается 100% доходов от инвестиций, а прочим инвесторам 80%. В Великобритании акционеры компаний получат лишь 41% возможных инвестиционных доходов после выплаты налогов в 2011 году, а в Германии 43%.
В России налоговая нагрузка на бизнес ниже, чем в других странах, утверждал в ноябре министр финансов Алексей Кудрин:
«Общее налоговое бремя в странах ОЭСР до кризиса составляло 30,5–36%, в ЕС около 38%. В России 36–38%, но, если вычесть экспортную пошлину на нефть и газ и налог на добычу полезных ископаемых, налоговое бремя в России остается 26%».
В США показатель составляет 28–29%. «Есть основания считать, что ситуация с налогообложением достаточно позитивна. В то время как после кризиса многие страны повышали налоги, в России был общий тренд на снижение налогов», — соглашается главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. Налоговый режим по многим аспектам, особенно если сравнить с развитыми странами, не сильно обременительный, говорит и Эдуард Кучеров из «Бейкер Тилли Русаудит».
Тем не менее российская налоговая система недружелюбна к инвесторам, сетуют юристы.
Неправильно ограничиваться только этими показателями. Есть как минимум два других — налоговые риски и оперативность возмещения налогов. По ним Россия сильно отстает, что и делает ее налоговый климат для долгосрочных вложений в бизнес весьма непривлекательным, объясняет Кучеров.
Проигрывает Россия и по другим показателям, в том числе по уровню налоговой стабильности, добавляет Лисоволик.
По словам Кучерова, в России налогообложение дивидендов для нерезидентов менее благоприятно, чем для резидентов (9% и ниже). Ставка налога для акционеров-иностранцев составляет 10–15% (дивидендные выплаты в Евросоюзе и ряде других стран не облагаются налогами). Но даже резиденты часто не могут воспользоваться имеющимися у них преимуществами и уводят капиталы за рубеж, сетует Эдуард Кучеров.
Несмотря на относительно необременительную систему налогообложения дивидендов российских резидентов, несовершенство корпоративного законодательства и финансовые риски заставляют владельцев бизнеса регистрировать собственность на иностранные компании.
Другой минус, напоминают эксперты, — это административные барьеры. Если в России налогоплательщик тратит в среднем в год 320 часов на общение с налоговиками, то в США – 120, в Сингапуре – 82, свидетельствуют данные исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации.
Преимущество в виде относительно низких налогов Россия тоже скоро может потерять: по словам Кудрина, со следующего года повышение налогов в целом составит 2% ВВП.