Платежная система Visa Europe подготовила техническое решение, позволяющее отследить местонахождение держателя пластиковой карты, пишет издание The Fast Company. По мнению представителей платежной системы, оно поможет сократить количество мошеннических операций с банковскими картами. Партнер Visa компания ValidSoft разработала мобильный сервис, способный проверить, находится ли владелец сотового в том же месте, где и банкомат. Если вдруг данные не совпадают, охранные службы Visa свяжутся с клиентом, чтобы предупредить его о возможной угрозе.
Возможность заинтересует прежде всего тех пользователей, которые часто расплачиваются картой в других городах и за рубежом, считают в платежной системе. По мнению Visa,
система может помочь как при обычной краже банковской карты у владельца, так и при более высокотехнологичном мошенничестве, например с использованием клонированных карт.
Такие карты могут быть созданы на основе информации с магнитной полосы, считанной с помощью замаскированного на банкомате ридера.
Сейчас для предотвращения несанкционированного использования карт банки применяют идентификацию пользователей по телефону с помощью ключевых слов и других личных данных, отправку моментального СМС-сообщения с информацией об операции, временную блокировку карты при совершении подозрительного платежа.
По прогнозу аналитической компании Gartner, к 2015 году как минимум 15% операций по банковским картам будут проверяться по информации о местонахождении мобильного телефона. «Шаг Visa Europe — лишь начало этой тенденции», — подчеркивает автор доклада Авива Литан из компании Gartner.
Система навигации владельцев банковских карт с помощью мобильных телефонов интересна сотовым операторам. Вероятно, речь идет об использовании навигационных сервисов на основе GSM, предполагает официальный представитель компании «Вымпелком» Анна Айбашева. «Этот проект интересен сотовому оператору Tele 2 с точки зрения развития сервисов для наших абонентов», — признает директор по продукту компании «Tele 2 Россия» Роман Володин.
Для определения местоположения телефон или мобильное устройство не обязательно должны быть оснащены GPS или ГЛОНАСС-приемником, считает специалист отдела маркетинга Центра навигационных технологий Роман Стиханов. «Местоположение абонента можно определить по базовым станциям сотовых операторов. Точность среди прочих факторов будет зависеть и от плотности расположения станций (как в GPS — от количества пойманных спутников). Т. е. в городе точность определения местоположения по сотовым вышкам может быть выше, чем где-то на загородной трассе. Но в целом погрешность определения по GSM выше, чем через GPS/ГЛОНАСС», — говорит эксперт.
«Но обеспечить точность до метров довольно сложно, — возражает Айбашева. — В центре Москвы, например, радиус действия базовой станции — порядка 200 метров, у МКАД — километр, за МКАД — уже несколько километров».
Так что для точного определения места все же придется вставлять в телефон GPS-модуль. «Но сигнал системы GPS может оказаться недоступным, если абонент находится в метро или просто вошел в здание.
Да и количество мобильных телефонов, оснащенных GPS, пока невелико», — говорит эксперт.
Возможна и ситуация, когда у человека украли карту в центре Москвы, перешли через дорогу к банкомату и сняли там деньги. «А если он, наоборот, дал карту жене, чтобы снять деньги?» — задается вопросм Айбашева. «Вопрос вызывает сама идея, чтобы мобильный телефон владельца карты всегда находится у хозяина под рукой. Если мобильник утерян, забыт дома — карточка будет заблокирована и снять деньги не получится? Удобно ли это?» — спрашивает Стиханов.
Другой аспект — согласятся ли абоненты, чтобы их местоположение определялось оператором. Юридически такое нововведение можно расценивать двояко. С одной стороны, это в некотором роде вторжение в частную жизнь, что недопустимо в соответствии с Конституцией, с другой — реальная помощь клиенту, говорит адвокат юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры» Алина Топорнина. «Такую услугу нужно согласовывать с клиентом в момент оформления договора о предоставлении банковской карты», — считает юрист.