«Поручаю правительству не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета направлять на поддержку приоритетов модернизации», — заявил президент Дмитрий Медведев в послании к Федеральному собранию.
Несмотря на дефицит бюджета, власть не намерена экономить на модернизации. «Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать не для латания дыр, а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего бизнеса, расширения профессиональных и социальных перспектив наших людей», — объяснил президент.
Главные приоритеты президент задал чуть больше года назад — это повышение энергоэффективности экономики, развитие энергетических, информационных, телекоммуникационных и медицинских технологий.
К 2020 году энергоэффективность экономики планируется повысить на 40%, что приведет и к снижению затрат предприятий, и к экономии личных средств граждан, «в первую очередь, что, может быть, самое главное, по оплате услуг ЖКХ», напомнил Медведев. В ближайшие годы доля отечественной продукции на российском фармацевтическом рынке должна быть увеличена «радикально» — с 20% до 50%, а инновационных препаратов — до 60%. Это повысит доступность лекарств населения. «Надеюсь, что и рост их экспорта сделается важной статьей доходов нашей страны», — продолжал президент.
Для стимулирования инноваций создается наукоград в Сколково, участникам которого власть предоставит налоговые льготы и госфинансирование. «В ближайшие три года мы планируем направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов с промышленными компаниями около 30 млрд рублей. Это тоже немалые деньги, но в случае удачной работы нам следует увеличить финансирование этой программы», — сказал Медведев.
Дополнительные доходы не будут направлены на «латание бюджета», который уже к 2015 году должен быть бездефицитным. «По очень многим параметрам мы уперлись в предел возможности развития: низкая конкуренция, большинство бюджетообразующих отраслей монополизированы. Ожидать, что конкуренция запустит модернизацию, не приходится, поэтому власть делает все на директивном уровне», — объясняет выбор властей генеральный директор «Финэкспертизы» Агван Микаелян.
По словам эксперта, в долгосрочной перспективе вкладываться в модернизацию правильно, а «с точки зрения надежности и эффективности вложения средств лучше погасить дефицит бюджета».
О каких суммах инвестиций в модернизацию может идти речь, эксперты подсчитать затруднились. «У нас есть один макроэкономический прогноз, по которому верстались доходы и расходы бюджета. Каждое из слов в поручении Медведева — это некое предположение, что будут допдоходы, что будут сэкономленные расходы, это уравнения с неизвестными», — говорит эксперт по налогово-бюджетной политике Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Согласно прогнозу правительства, заложенному в бюджет на ближайшие три года, в 2011 году доходы бюджета составят 8,845 трлн рублей, в 2012 году — 9,504 трлн рублей, в 2013 году — 10,380 трлн рублей. Расходы в следующие три года достигнут 10,659 трлн, 11,238 трлн и 12,176 трлн рублей. Такие показатели власть рассчитала, исходя из того, что среднегодовые цены на российскую нефть будут $75—79 за баррель, среднеконтрактные цены на природный газ — $270—284 за тысячу кубометров. При этом ВВП России будет увеличиваться на 3,9—4,2% при росте мировой экономики на 3,8—4,2%. В бюджете заложено незначительное ослабление рубля — с 30,5 рубля за $1 в 2011 году до 31 рубля за $1 в 2013 году.
«Газета.Ru» сопоставила заложенные в бюджете-2010 цифры, чтобы представить размер возможных дополнительных доходов. Изначально дефицит на этот год прогнозировался на уровне 6,8% ВВП, затем он был понижен до 5,3%. В середине ноября министр финансов Алексей Кудрин заявил, что дефицит бюджета достигнет 4,6% ВВП. Сокращение «дыры» можно объяснить дополнительными доходами в основном от более высоких цен на нефть. В бюджете-2010 среднегодовая цена нефти составляла $59, сейчас баррель стоит почти $80. Снижение бюджетного дефицита на 2,2% ВВП могло произойти благодаря примерно 800 млрд рублей допдоходов.
В следующем году такого драйвера, как рост нефтяных котировок, у российского бюджета не будет, предупреждают эксперты. «Рассчитывать на такие же высокие сверхдоходы в следующие годы не приходится. Ведь в бюджете-2010 была заложена ультраконсервативная цена на нефть, а в бюджете на 2011—2013 годы — средняя цена», — объясняет эксперт по бюджетной политике Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Елена Пенухина.