Экономический альянс от Лиссабона до Владивостока с перспективой общего континентального рынка емкостью в триллионы евро — такова суть масштабного предложения, сделанного Европе российским премьером Владимиром Путиным. «Россия и ЕС в экономическом плане оказались достаточно уязвимы. Кризис это отчетливо показал. Россия по-прежнему сильно зависит от сырьевой конъюнктуры. Евросоюз, пожиная плоды многолетней деиндустриализации, столкнулся с реальной угрозой ослабления своих позиций на рынках промышленной и высокотехнологичной продукции», — объясняет премьер необходимость такой интеграции в статье в немецкой газете Sueddeutsche Zeitung, приуроченной к его участию в ежегодном экономическом форуме руководителей и топ-менеджеров германских компаний.
«Считаю, что в нашу повестку мы должны поставить вопрос о поощрении новой волны индустриализации европейского континента. В том числе путем создания стратегических альянсов в таких отраслях, как судостроение, автопром, авиапром, космические технологии, медицинская и фармацевтическая промышленность, атомная энергетика и логистика», — пишет Путин.
Особое внимание премьер уделяет консолидации в энергетике, ведь после введения в эксплуатацию маршрутов газопроводов по дну Балтийского моря («Северный поток») и Черного моря («Южный поток») «европейский континент получит диверсифицированную и гибкую систему газоснабжения». «Убежден, все надуманные проблемы в энергетической сфере останутся в прошлом», — подчеркнул он.
Путин предлагает не только торговать энергоресурсами, но и «провести обмен активами, совместно работать на всех этапах технологической цепочки — от разведки и добычи энергоресурсов до их поставки конечному потребителю».
«Европейская наука и образование должны обеспечить себе лидерские позиции, и сделать это мы также можем за счет тесного партнерства», — продолжает завлекать европейцев глава российского правительства.
Но подлинное партнерство невозможно, пока сохраняются барьеры, препятствующие человеческим и деловым контактам, предупреждает Путин:
«Для начала следовало бы убрать все оставшиеся препоны на пути вступления России в ВТО». А еще отменить визовый режим между Россией и ЕС, объясняет российский премьер.
«Мы считаем, что отмена виз должна стать не завершением, а началом процесса реальной интеграции России и ЕС», — сказал премьер. «В новых исторических условиях у нас есть шанс построить единую и процветающую Европу», — резюмирует Путин.
Объединение нужно не только Европе, но и России, признают эксперты. «Стратегический союз с ЕС — это единственно возможный для России вариант не выпасть из обоймы лидеров мировой политики», — уверен научный сотрудник Центра глобальных проблем ИМИ МГИМО (У) МИД России Кирилл Петров.
Возможное объединение рынков России и ЕС позволит создать самодостаточный внутренний рынок, способный конкурировать по емкости с нынешними быстро растущими рынками Китая и Индии хотя бы в среднесрочной перспективе, подчеркивает эксперт.
Но вот заинтересует ли идея европейцев, эксперты сомневаются: пока их интересы расходятся с российскими. «Основной идеей российской энергетической экспансии в Европе являются так называемые газовые клещи («Северный поток» и «Южный поток») с последующим их замыканием путем создания газораспределительных центров в Германии и Италии, полагает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. При этом для России важно поближе продвинуться к конечным европейским потребителям энергоносителей, добавляет начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. «Внутрироссийские цены на газ сейчас составляют $70—80 за 1000 кубометров, на европейский рынок «Газпром» поставляет топливо по цене $250—300, а некоторые конечные потребители покупают газ у своих дистрибуторов по $1000 за 1000 кубометров», — объясняет эксперт.
«Но «Газпрому» интересно быть не только поставщиком сырья, но и равноправным партнером, в связи с чем и лоббируется схема обмена энергоресурсов на активы. Раньше Европа всеми силами старалась не допускать крупных иностранных инвесторов в капитал своих крупных компаний, но в посткризисной ситуации это стало заметно проще — это хорошо видно на примере General Motors, в капитал которой входят китайцы», — говорит Абзалов. «Газпром» мог бы стать владельцем или совладельцем электроэнергетических компаний в Европе и обеспечивал бы их собственным газом — именно это, в частности, имел в виду Путин, говоря о едином энергокомплексе, полагает эксперт. Но, согласно политике европейцев, одна и та же компания не должна быть одновременно и поставщиком, и потребителем сырья.
Европейские концерны заинтересованы не только в доступе к российским нефти и газу, но в разработке ресурсов в самой России, что позволит сократить себестоимость конечной продукции в Европе,
отмечает аналитик ИК «Универ» Дмитрий Александров. Впрочем, Европа может пойти навстречу России, так как видит активность Китая, который начинает скупать вообще все энергоресурсы, до которых только может добраться, полагает Абзалов.
Но не проще ситуация и в других секторах, обозначенных премьером. Зона влияния России в сфере атомной энергетики пока ограничивается странами европейской периферии (проекты в Турции и Болгарии), и в странах Западной Европы Россию рассматривают как конкурента, отмечает аналитик ИФД «Капиталъ» Константин Гуляев: «Европа (особенно Франция) делает ставку на атомную энергетику, Россия является конкурентом, так что здесь никакого объединения не предвидится».
Да и политические риски такой интеграции весьма существенны. «Во-первых, США станут опасаться, что экономический союз России и ЕС окажется сильнее, чем Китай и сами США, — говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Во-вторых, остро встанет вопрос о возможности вмешательства Европы во внутриполитические процессы в нашей стране». Да и
России придется кардинальным образом реформировать и либерализовать свою внутреннюю политику и изменять подходы во внешней,
в том числе, например, отказываться от исторического имперского подхода, подчеркивает Петров.