Средневзвешенный курс евро расчетами «сегодня» на единой торговой сессии (ЕТС) ММВБ рухнул на 49 копеек и составил 41,91 рубля. Средневзвешенный курс доллара расчетами «завтра» на ЕТС ММВБ вырос на 3 копейки, до 31,29 рубля. Таким образом, рубль укрепился к бивалютной корзине: ее стоимость снизилась на 21 копейку, до 36,07 рубля против 36,28 рубля во вторник.
Рубль поддержал председатель Центробанка Сергей Игнатьев, заявивший, что ослабление нацвалюты не будет продолжительным. «Принимая во внимание значительное положительное сальдо счета текущих операций при нынешней мировой цене на нефть, не думаю, что эта тенденция будет наблюдаться сколько-нибудь долго», — сказал Игнатьев, выступая в Госдуме накануне. За десять месяцев сальдо составило $66 млрд.
Подталкивает рубль вверх и предстоящий период налоговых платежей. «Компании продают валюту, чтобы выплатить налоги в конце текущего месяца. Сегодня утром валюту продавали экспортеры, которые и внесли нервную суматоху в ряды спекулянтов», — объясняет начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка Игорь Шибанов.
Более значительное укрепление рубля к евро, нежели к доллару, объясняется ситуацией на рынке forex. Евро падает третий день подряд: пара евро/доллар торгуется у отметки 1,3312. С начала недели евро к доллару упал на 3,6%, к японской иене — на 3,9%, к швейцарскому франку — на 3%, к британскому фунту — на 2%.
«Резкое снижение евро — следствие общемировой нестабильности. Конфликт между Северной и Южной Кореей в первую очередь ударил по азиатским рынкам, но затем негативная динамика отрикошетила на европейские площадки»,
— объясняет начальник операций на валютных рынках Росевробанка Роман Фролов. На единую валюту давят и собственные проблемы еврозоны, которые заставляют инвесторов уходить в доллар. В воскресенье, 22 ноября, министры Евросоюза одобрили кредит Ирландии, размер которого, как ожидается, составит 80—90 млрд евро. На эти деньги, по словам ирландского премьер-министра Брайана Коуэна, будет создано два фонда: за счет первого будут поддержаны банки, а другой позволит правительству финансировать бюджет без заимствований на рынке. Хотя ставка по кредиту и не называется, но в любом случае она будет ниже 8%, которых требует от Дублина рынок, пишет The New York Times. Рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг гособлигаций Ирландии до А с А1+.
Но долговые проблемы еврозоны этим не исчерпываются. «Если бы ЕС для начала нормально решил проблему Греции, инвесторы в облигации пришли бы к выводу, что Евросоюз может точно так же спасти и Ирландию. Однако этого не произошло, поэтому
одно долговое пугало сменяется другим: инвесторы говорят себе, что эти люди не смогли помочь Греции и Ирландии, Португалию и так далее они тоже не спасут»,
— цитирует The Wall Street Journal главного экономиста High Frequency Economics Карла Вайнберга. Так, аналитики HSBC подсчитали, что если Португалия обратится к Евросоюзу за помощью, то ей понадобится 51,5 млрд евро в течение трех лет, чтобы покрыть «дыру» в казне и выполнить имеющиеся обязательства. Для Испании эта сумма будет в разы выше — около 350 млрд евро, что может подорвать платежеспособность Евросоюза. На спасение Греции уже выделили 110 млрд евро.
Что же касается рубля, то говорить о тенденции его укрепления нельзя, уверены эксперты. «До конца года российским компаниям необходимо приобрести $25 млрд, чтобы вернуть внешние долги», — говорит Шибанов, добавляя, что
во второй половине декабря, вероятно, покупки валюты закончатся, к тому времени курс национальной валюты сможет укрепиться на 50—70 копеек. «Далее, даже если котировки сырьевых товаров останутся на сегодняшних, достаточно высоких уровнях, рубль все равно будет слабеть из-за инфляции.
Более того, тренд в нефтяных котировках является одним из самых слабых в истории, и, по нашим прогнозам, в ближайшие два года нефть будет дешеветь, что негативно скажется на рубле», — считает трейдер департаменте торговли и продаж UFS Investment Company Сергей Горев.