«Сейчас у нас в программе приватизации обозначено снижение доли до 50% плюс 1 акция, это первый шаг. В зависимости от того, как пройдут следующие 3 года, мы пойдем дальше», — сказал Кудрин, выступая в среду на финансовой конференции, организованной газетой «Ведомости».
«Дальше» — это снижение госдоли до блокпакета.
«Это возможно, по большинству пакетов снизимся до 25% плюс 1 акция, но это следующий этап», — уточнил министр.
За три ближайших года, пока будет проходить первый этап приватизации госсобственности, правительство может лучше подготовиться к дальнейшей продаже.
«Мы хотим на этом заработать», — не скрывает Кудрин.
Согласно уточненному плану приватизации на 2011—2013 годы, доходы от нее должны составить около 1 трлн рублей. В том числе государство планирует сократить долю в десяти крупнейших госкомпаниях. Власти намерены продать 25,5% минус одну акцию РЖД (сейчас госдоля составляет 100%), «Роснефти» — 25% минус 1 акция (госдоля — 75,1%), 50% минус одну акцию «Совкомфлота» (100% в госсобственности), 100% акций Объединенной зерновой компании, 7,97% минус одну акцию «Русгидро» (госдоля — 57,97%), 4,11% ФСК ЕЭС (годоля — 79,11%), 25% Россельхозбанка (100%), 50% плюс одну акцию «Росагролизинга» (госдоля — 99,9%), 7,58% акций Сбербанка (госдоля — 57,58%) 35,5% минус одну акцию ВТБ (85,5%).
Но постоянно получать доходы от приватизации и закрывать за счет этого дыры в бюджете или финансировать публичные обязательства властей нельзя, напомнил он: приватизация — это доход временный. Его можно тратить на платежи разового характера или же вкладывать полученные средства, накапливать и «жить на проценты».
Активизировать процесс приватизации придется и на региональном уровне, предупредил Кудрин. Уже
со следующего года Минфин будет стимулировать региональную власть к выходу из капитала компаний в обмен на финансовую помощь от федерального центра.
В случае обращения регионов за дополнительной помощью Минфин будет требовать от них предоставления программы постепенного отказа от пакетов в бизнесе. В ближайшее время пройдет продажа активов, которыми владеет московское правительство. Мэр Москвы Сергей Собянин «поддерживает такой подход», сказал Кудрин.
Государство ничем не рискует, снижая свое участие в капитале госкомпаний, полагает глава департамента госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин. «Судя по тому, насколько управляемым оказывается любой крупный частный бизнес, государство сможет так же легко воздействовать на компании и после их частичного разгосударствления», — говорит Калинин.
Но продать госпакеты задорого в ближайшие год-два не удастся, хотя цены на рынке вполне приемлемые, не столь бросовые, как были в 2009 году, когда кризис опустил котировки на дно, полагает ведущий аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. «Чтобы взять хорошую цену, государству действительно придется лучше подготовиться, повысить уровень прозрачности ранее непубличных компаний», — говорит Душин.
Спекулятивный капитал, конечно, мог бы войти в активы, выставленные на приватизацию, но дивиденды там столь скромны, что расчет может быть только на рост стоимости актива. В итоге риски просто могут не окупиться, уточняет руководитель аналитического отдела компании «Альпари» Егор Сусин. А стратегический инвестор, тем более западный, будет озадачен манерой ведения бизнеса в госкомпании.
«Ни для кого не секрет, что объемы воровства в госкомпаниях, мягко скажем, приличные. Изменить систему функционировании госкомпаний — это полностью менять весь менеджмент, что выглядит достаточно затруднительным, особенно при сохранении блокпакетов у государства», — говорит Сусин.
Интерес к этим активам, даже при сохранении блокпакетов в руках правительства, будет значительным. Можно ожидать активного участия, например, китайских компаний, возражает известный экономист Константин Сонин.
«Одним из главных приоритетов правительства должно быть максимальное расширение круга потенциальных участников приватизационных аукционов; в частности, неправильно было бы каким-то образом ограничивать возможности «иностранцев», — говорит Сонин.
«Думаю, государство обязано сохранить контроль в «Роснефти», Сбербанке, ВТБ и «Русгидро» — госкапитализм, с моей точки зрения, лучший вариант для России. Тем более что снижение доли государства в ряде компаний не пройдет по политическим мотивам», — возражает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев.