Агентство по страхованию вкладов (АСВ) предлагает создать структуру, которая контролировала бы российский финансовый рынок на предмет выявления «пирамид» на ранней стадии, заявил заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.
«Эта структура — старший на финансовом рынке, назовем его так, — будет проверять сомнительные организации до того, как они попали в поле зрения правоохранительных органов. Сегодня на ранней стадии у нас никто этими «пирамидами» не занимается
и они относительно свободно функционируют», — считает Мельников.
Один из главных признаков мошенничества на финансовом рынке — обещание выплатить большие проценты за короткий срок, полагает Мельников.
«В настоящее время у финансового посредничества не может быть доходности в 30%, тем более при вложении денег на короткие сроки»,
— категоричен Мельников. Он опасается, что принятый в июле этого года Госдумой закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» даст возможность мошенникам легально строить «пирамиды». Закон вступает в силу с января будущего года.
«Боюсь, что этот нормативный акт откроет ящик Пандоры, ведь, согласно закону, микрофинансовая деятельность будет носить заявительный порядок — без жесткого регулирования и контроля со стороны любого государственного органа. И эти микрофинансовые организации имеют право привлекать крупные вклады», — цитирует РИА «Новости» заместителя гендиректора АСВ.
«Я с ужасом жду, что же может произойти в результате.
Сейчас финансовые пирамиды вынуждены маскироваться, а с 2011 года их существование будет оправдано законом», — добавил Мельников.
Сейчас выявлением финансовых пирамид и пресечением их деятельности занимаются Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Министерство внутренних дел.
ФСФР в апреле составила «черный список» недобросовестных участников рынка. В него включены 46 компаний, работа которых вызывает сомнения у чиновников. В отношении руководства 29 компаний МВД возбудило уголовные дела.
«У них есть прямое мошенничество либо более изощренные схемы, которые формально отвечают требованиям законодательства», — объяснял ранее глава ФСФР Владимир Миловидов. Проблемные компании, как правило, базируются в областных центрах. В Москве действовали 6 таких структур, в Санкт-Петербурге — одна. В перечне ФСФР значится и Compass Group Corporation, зарегистрированная в офшоре — в Доминиканской Республике. А сведения о месте регистрации двух компаний — «Авенатор» и «Тигрис» — у регулятора отсутствуют.
МВД тоже периодически докладывает о пресечении деятельности «пирамид». Одна из последних работала в Москве. Организаторы мошеннической схемы обещали своим клиентам «жилищные сертификаты», якобы позволяющие приобрести недвижимость в любой точке мира. Учредителям компании — их фамилии в интересах следствия не разглашаются — грозит возбуждение уголовного дела по статье 159 УК РФ (мошенничество). По этой статье предусмотрено наказание в виде лишения свободы до десяти лет.
АСВ ставит вопрос о том, чтобы не допускать строительства «пирамиды» на самой начальной стадии. А милиция, как правило, подключается к делу, когда уже есть первые пострадавшие. «Но, если четко формализовать признаки выстраивания «пирамиды», не было бы потребности в создании отдельной госструктуры, борьбу с «пирамидами» вполне можно было бы доверить МВД», — убежден руководитель компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин.
«Изучите механизм «пирамид», формализуйте эти признаки, посмотрите схему привлечения средств, обещанную доходность — и все будет понятно», — говорит Хазин.
В ФАС поддерживают идею создания отдельного органа, который выявлял бы мошеннические схемы на финансовых рынках. «Но допустимая норма доходности требует уточнения, обещание высоких процентов дохода может послужить только в качестве маркера, повода для мониторинга деятельности компании», — пояснила «Газете.Ru» начальник управления ФАС по контролю финансовых рынков Юлия Бондарева.
Участники рынка против формального подхода к оценке прогнозных финансовых результатов. «Просеивать компании с помощью такой мерки, как обещание 30% доходности, — это слишком формальный метод. Те, кто вложились в акции в 2009 году на провалившемся рынке, получали потом доходность в 40% и более», — говорит начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев.