В России откроется в подразделение крупнейшего автомобильного банка Европы Volkswagen Bank — ООО «Фольксваген Банк Рус». Размер уставного капитала кредитной организации составит 880 млн рублей. Генеральным директором ООО «Фольксваген Финансовые Услуги Рус», коммерческим директором «Фольксваген Банк РУС» назначен Ян Кранат, директором по экономике «Фольксваген Банк РУС» — Радек Цизнер. «Остальных подробностей мы пока сказать не можем. Вся информация будет представлена 25 ноября, во время официальной пресс-конференции», — сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь концерна Volkswagen в России Юля Карулина.
Создание собственного банка выглядит вполне логично, особенно с учетом того, что у компании уже имеется собственная сеть продаж и внушительная клиентская база, говорят эксперты. Аналогичные примеры уже есть. Первой в России открыла собственный банк Toyota: ЗАО «Тойота Банк» (99,75% акций владеет Toyota Kreditbank GmbH, Германия, и 0,25% акций — Toyota Leasing GmbH, Германия, входит в подразделение Toyota Financial Services Corporation, Япония). Кроме этого сейчас в России зарегистрированы: ООО «БМВ Банк» (является 100-процентной «дочкой» BMW Оsterreich Holding GmbH, Австрия и входит в подразделение BMW Financial Service), ООО «Мерседес-Бенц Банк Рус» (100% принадлежат Daimler AG). В начале ноября альянс Renault-Nissan принял решение о создании в России «дочки» Renault Credit International Banque (RCI Banque, 100% принадлежат группе Renault).
«Каждый более или менее крупный зарубежный автоконцерн старается создать специализированный кэптивный банк, который занимается кредитованием продаж данной марки автомобиля», — констатирует директор дирекции анализа экономики и финансовых рынков банка «Траст» Леонид Игнатьев.
Однако если за рубежом ставки у этих банков составляют порядка 4% (срок выдачи займа — 60 месяцев), то в России они практически идентичны ставкам российских банков. Так, «Тойота Банк» по кредиту «Тойота универсальный» предлагает заем в долларах США от 9,5% до 10,5%, в рублях — 16—17% (срок до 36 месяцев). Если брать кредит на 60 месяцев, то ставки увеличиваются примерно на 1%. «У остальных банков в России ставки примерно такие же, но отличаются в зависимости от первоначального взноса, — говорит замначальника аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольга Беленькая. —
Это как любой другой розничный бизнес. Ставки западных банков подстраиваются под наш рынок, а не под западный».
При желании западные банки могли бы предлагать кредиты по более низким ставкам, считают эксперты: они имеют возможность привлекать более дешевые ресурсы за счет материнских компаний — ведь стоимость фондирования на Западе намного ниже. Так, ставка рефинансирования в США составляет 0—025%, в Европе — 1%, тогда как в России — 7,75%. «На наш рынок приходят, чтобы заработать маржу», — добавляет Беленькая.
Но не стоит забывать и о розничных рисках, а также более высоком уровне инфляции, парируют в западных банках.
«Говорить о том, что Volkswagen Bank будет бороться за какую-то долю российского рынка автокредитования, нельзя. Скорее, он будет помогать автоконцерну занять конкретную долю на авторынке, — подводит итог Игнатьев. — Сами по себе банки не конкурируют, больше конкурируют автоконцерны».