Российские биржи начали проверять на наличие подозрительных сделок. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) объявила о запуске соответствующей системы мониторинга. Работать система начала в понедельник, до этого в течение двух месяцев проходили тестовые запуски. «Понятно, что она будет еще дорабатываться, но в целом она уже дает свои результаты», — сообщил журналистам глава ФСФР Владимир Миловидов, пояснив, что система уже выявила ряд подозрительных ситуаций на фондовом рынке.
Под подозрение ФСФР подпадают: манипулирование ценами, удерживание цен, сделки без экономического смысла, инсайдерская торговля, фиктивные заявки.
При выявлении таких сделок срабатывает оповещение, и данные по сделке направляются в специальное подразделение ФСФР, где их анализируют и принимают меры — от штрафа до аннулирования лицензии. «Мы можем принять любое решение, но должны быть готовы его доказать в суде», — подчеркнул Владимир Миловидов.
Система обрабатывает до 10 млн заявок и 1,2 млн сделок в день. Она охватывает около 4 тыс. финансовых инструментов, торгующихся на российском рынке, и 55 тыс. счетов участников торгов, рассказал глава представительства компании Nice, работавшей над программным обеспечением системы, Вячеслав Морозов. Над программой, выбранной ФСФР, работал консорциумом компаний Actimize, «Фан» и «Прогноз». «Она уже прошла апробирование опытом во многих странах и компаниях», — сообщил руководитель направления соответствия стандартам Actimize Тревор Барритт. Так, программу используют финансовые регуляторы Голландии и Великобритании, а также крупные международные финансовые институты, в частности, Societe Generale, HSBC, Barclays.
Запуск мониторинга уравнял позиции регулятора и игроков. «Система восполнила наши технические и физические возможности. Мы хотим встать на один уровень с рынком, чтобы рынок понимал, что мы его видим», — отметил Владимир Миловидов.
За время работы система выявила «десятки, если не сотни случаев», которые подпадают под подозрение. «Основная масса приходится на манипулирование ценами», — сказал глава ФСФР.
Пока чиновник просит не ждать «громких расследований». Процесс последующего анализа будет довольно долгим. «Время потребуется — месяц, месяцы. Я здесь иллюзий не питаю», — признался глава ФСФР.
«Это огромный шаг вперед. До этого были только разговоры о желании ФСФР прекратить практику инсайдерсокй торговли»,
— говорит аналитик Альфа-банка Ангелика Генкель. Фондовый рынок пока не отреагировал на то, что за ним следят. К концу торговой сессии вторника индексы показали незначительную отрицательную динамику: индекс ММВБ убавил 0,2%, а индекс РТС снизился на 0,54%. «Как правило, инфраструктурные факторы не оказывают существенного влияния на рыночную конъюнктуру. Но она важна для иностранных инвесторов, поскольку демонстрирует цивилизованность рынка, эту реакцию мы увидим в росте количественных показателей, таких как объем инвестиций», — полагает Генкель. «Система давно ожидалась на рынке. Разговоры начались около пяти лет назад и тогда говорили о полностью покупной программе», — вспоминает заместитель генерального директора, контролер ИК «Ак Барс Финанс» Евгений Чернов.
Последний раз подозрение ФСФР вызвал резкий рост цен на акции «АвтоВАЗа», когда в конце августа — начале сентября котировки периодически росли на 20% в день без видимых для участников рынка причин. «Я не исключаю, что в ближайшее время такие случаи будут объявлены, по ним будут вынесены решения», — заявил глава службы Владимир Миловидов.
Профессиональные участники с осторожностью относятся к нововведению. Важно, чтобы под мониторинг ФСФР попадали не только электронные торги, отмечает аналитик Альфа-банка, но и вторичная биржа, где часто проходят «договорные сделки» по нерыночным ценам напрямую между контрагентами. «Они крупные, не анонсирующиеся, они оказывают серьезное влияние на рынок», — считает Ангелика Генкель.«Хорошо известно стремление ФСФР контролировать все и вся, — замечает Чернов. — В конечном счете все будет зависеть от того, кто и как будет интерпретировать полученные от системы сигналы. Это уже не программа, а конкретные люди. От их знания и опыта работы на рынке будет зависеть успех системы».