«Давайте с вами возвысим голос и запретим полностью рекламу алкоголя и пива в том числе», — призвал главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко, комментируя решение московских властей о запрете ночной торговли крепким алкоголем. Подобные шаги нужны, но для снижения потребления алкоголя их недостаточно, пояснил Онищенко. Особенно главу Роспотребнадзора раздражает реклама пива на телевидении:
«Прерывается передача на столько минут, что даже забываешь, о чем она была, потому что тебя очень энергично и агрессивно грузят информацией о благоприятном влиянии пива на здоровье людей. Врут, все врут. Никакого благоприятного влияния нет».
Реклама водки на телевидении запрещена давно. Пиво же по действующему законодательству нельзя рекламировать на экране с 7.00 до 22.00, а на радио — с 9.00 до 24.00. Кроме этого существует запрет на использование образов человека и животных в рекламе пива. «На данный момент те ограничения, которые присутствуют при рекламе пива на телевидении, одни из самых жестких в Европе. В этом отношении гайки закручены до последнего.
Все, что сейчас можно, — это показать бутылку и какой-нибудь голос сзади», — говорит гендиректор Ассоциации рекламодателей России Фёдор Борисов.
Но даже жесткие запреты на рекламу вряд ли снизят потребление пива россиянами. Сейчас потребление пива в России составляет около 80 литров на человека в год против 15 литров в 1995 году.
Попытки полностью запретить рекламу пива на телевидении предпринимаются регулярно. Последний такой законопроект в Госдуму был внесен в 2009 году Костромской облдумой. Но пивное лобби пока успешно отстаивает свои интересы. Нынешние нападки Роспотребнадзора пивовары тоже считают необоснованными.
«Возмущаясь негативным действием рекламы пива, г-н Онищенко лукавит. В соответствии с действующим законом «О рекламе» никто из пивоваров давно не пропагандирует «благотворное влияние пива на организм»,
— сказали «Газете.Ru» в Союзе российских пивоваров. Бороться надо не с рекламой пива, а с потреблением пива среди несовершеннолетних, считают пивовары.
«Реклама действует на уже сложившиеся группы потребителей. Она не служит для приобретения самого товара, а лишь перераспределяет предпочтения потребителей от бренда к бренду», — говорит Борисов. Однако нередко целевой аудиторией пивной рекламы является молодежь, возражает партнер BDO в России Елена Хромова.
«Поэтому ограничение рекламы вместе с ограничением времени продажи алкоголя может привести к неплохим результатам в сфере борьбы с алкоголизацией населения», — убеждена Хромова.
Не исключено, что в случае запрета на рекламу пива пивовары придумают способы его обхода. Производители водки уже придумали, как обойти запрет на рекламу: на телевидении идет реклама минеральной воды, почти не отличимой от рекламы одноименной водки.