Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) — это вчерашний день, поскольку они не могут работать на падающем рынке. «Фактически финансовый мир вступил в эпоху глобальной волатильности, когда резкий рост, вызванный политикой «количественного смягчения», сменяется не менее резким падением», — отмечается в статье финансовой группы «Калита-Финанс».
ПИФы начали набирать популярность в 1980-е годы в Америке. «Технологии электронных биржевых торгов, котировки в газетах и журналах, телефонный дилинг у ведущих брокеров, рост числа эмитентов — все это позволило включиться в инвестиции буквально каждой американской домохозяйке», — напоминают эксперты. Начиная с 1981 года, когда Федеральная резервная система (ФРС) США начала постепенно снижать базовую ставку с 19% до сегодняшних рекордных 0—0,25% годовых, дешевеющие деньги делали все более доступными заемные средства, которые вкладывались в фондовый рынок. С 1980 года по 2000 год индекс Standard & Poor's вырос почти в 15 раз. Бурный рост прервался весной 2000 года, когда лопнул пузырь доткомов, за два года S&P 500 просел почти вдвое, но потом за пять лет вернулся к прежним значениям.
Российский фондовый рынок, несмотря на свою короткую историю, рос гораздо быстрее. С 2000 года до середины 2008 года, когда финансовый кризис коснулся и России, долларовый индекс РТС вырос в почти в 14 раз, со 179,52 пункта до 2498,10 пункта.
Такой подъем на бирже привел к притоку клиентов в ПИФы. За восемь лет инвестиции в фондовый рынок через ПИФы выросли в 160 раз: если на 1 января 2000 года в ПИФы было инвестировано 4,8 млрд рублей, то уже на 1 января 2008 года стоимость чистых активов, согласно данным Национальной лиги управляющих, составляла почти 766 млрд рублей.
Однако 2008 год обернулся обвалом рынков и, следовательно, отрицательной доходностью большинства фондов: индексные ПИФы (–66%), ПИФы акций (–67%), ПИФы смешанных инвестиций (–53%), ПИФы облигаций (–24%), лишь ПИФы денежного рынка смогли выйти в плюс — их доходность составила 5%. Но и спустя полтора года фонды не смогли выйти на докризисный уровень. Так, на 3 августа 2010 года стоимость чистых активов ПИФов составляет 365 млрд рублей.
Теперь управляющие компании предлагают новый инструмент для инвестирования. «Как оказалось, волатильностью можно вполне успешно торговать и зарабатывать на ней, чем и занимаются современные хедж-фонды», — отмечается в обзоре «Калита-Финанс».
Первый хедж-фонд появился в середине XX века, а наибольшее развитие они получили в конце 1990-х. В отличие от ПИФов, хедж-фонды могут инвестировать не только в акции, облигации и банковские депозиты, но и в валюты, производные финансовые инструменты (фьючерсы и опционы), сырьевые и товарные активы. Объем активов в управлении хедж-фондов оценивается в $2 трлн.
«ПИФы имеют ограничения инвестирования, одним из главных является невозможность открытия коротких позиций, которые позволяют зарабатывать при падении рынка. В этом смысле ПИФы более уязвимы в случае глобального снижения рынка. Хедж-фонды кроме возможности открытия коротких позиций имеют еще ряд дополнительных возможностей, например, они могут более гибко и гораздо активнее работать на срочном рынке», — перечисляет преимущества начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских.
Но в России развитию подобных финансовых инструментов мешает очень низкая финансовая грамотность населения, сокрушаются управляющие. «Даже ПИФы до нас дошли с опозданием в 20 лет, а вот хедж-фонды и вовсе явления в нашей стране экзотическое и редкое», — считают в «Калита-Финанс».
Однако эта игрушка еще более опасная. Именно хедж-фонды считают одними из виновников текущего финансового кризиса.
«Это паразиты финансовой системы: хедж-фонды существуют в ней и используют ее как источник пропитания, одновременно причиняя вред.
Своими «плечами» (хедж-фонды имеют право торговать на заемные средства, то есть брать так называемое кредитное плечо) и слабой подконтрольностью хедж-фонды усиливают волатильность рынков — надувают «пузыри» и провоцируют обвалы», — говорит заместитель начальник аналитического отдела независимого агентства «Инвесткафе» Александра Лозовая.
«Хедж-фонды можно назвать инструментом кризиса: они торговались с большими «плечами», которые в два-три раза превышали собственные средства, признают эксперты
«Хедж-фонды используют стратегию с высоким уровнем риска и нацелены на агрессивное получение дохода выше среднего», — напоминает директор управления финансового консультирования ИК «Тройка Диалог» Григорий Седов.
Усвоив уроки кризиса, власти на Западе уже ограничивают деятельность хедж-фондов. «Финансовая реформа в США, запрет на необеспеченные шорты некоторых акций и гособлигаций стран ЕС — только часть из реально предпринимаемых мер, направленных против разрушительной деятельности хедж-фондов», — говорит Лозовая. Например, в США так называемый акт финансовой стабильности предусматривает, что банки смогут вкладывать средства в хедж-фонды и фонды частных инвестиций в объеме, не превышающем 3% от их капитала первого уровня, и владеть не более чем 3% капитала этих фондов.